Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков
Оценка 4.8

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Оценка 4.8
Карточки-задания +2
docx
география
7 кл
04.12.2018
Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков
Данные уроки - их три - дают рекомендации проведения последних трёх уроков по теме: "Африка", включая контрольную работу. Цель данной работы: сформировать у учащихся понятие об этническом составе населения Африки, раскрыть демографические проблемы континента и пути их решения. Осуществляется тематическое оценивание учебных достижений учащихся по теме.
Документ Microsoft Office Word (15).docx
Урок 23. Тема: Национальные парки. Стихийные явления природы. Заповедники и национальные парки Африки. Экологические проблемы Цель: углубить и систематизировать знания о природных зонах Африки; -сформировать знания о основные природоохранные территории Африки, стихийные явления природы, экологические проблемы Африки; способствовать пониманию причин возникновение экологических проблем материка и обострения стихийных явлений; -совершенствовать практические умения работать с картами атласа. Основные понятия: заповедник, национальный парк, стихийные явления, экологические проблемы опустынивания. Оборудование: физическая карты Африки, видеосюжеты о национальные парки и заповедники, учебники, атласы. Тип урока: урок – путешествие. Ход урока I. Организационный момент II . Актуализация опорных знаний и умений – интеллектуальная разминка • Какие природные зоны сформировались на африканском континенте? Почему в Африке преобладают зональные природные комплексы? • Назовите основные особенности влажных экваториальных лесов. Почему саванны и редколесья занимают значительные площади в Африке? • Каким образом представители органического мира приспособились к природным условий пустынь? • Какие явления природы можно отнести к стихийным бедствиям? III . Мотивация учебной и познавательной деятельности Африканская природа разнообразна, богата и своеобразна. Именно в Африке находятся всемирно известные национальные парки, куда съезжаются туристы из многих стран посмотреть на животных в естественной среде. Но эти природоохранные территории предназначены не столько для удовольствия туристов, сколько прежде всего для сохранения уникальной природы материка, очень пострадала из-за хозяйственной деятельности людей. К сожалению, негативные изменения в природной среде Африки происходят и в наши времена, что обостряет экологические проблемы и часто провоцирует возникновение стихийных явлений природы. IV. Изучение нового материала – отправляемся в Африку! 1. Стихийные явления природы – рассказ ученика Стихийные явления природы — физико-географические явления, которые наносят ущерб хозяйству, ухудшают условия жизни людей и могут привести к их загибе- ли и значительных материальных убытков. Большая часть Африки находится за неблагоприятных для жизни и хозяйственной деятельности людей природных условий. Засушливые области, песчаные и каменистые пространства, зоны возможных катастрофических засух, чрезмерно переувлажнённые территории занимают почти 2/3 площади материка. Засухи, опустынивание, наводнения, проливные дожди, нашествия саранчи. 2. Экологические проблемы – творческая лаборатория Экология — наука, учение о взаимоотношениях организмов и среду их жизнедеятельности. Экологические проблемы возникают в связи с вмешательством человека в природные процессы. Они приводят к нарушению равновесия природных комплексов. Изменение природных комплексов материка началась еще в эпоху его колонизации европейцами (вывоза ценной древесины, вырубка лесов под пашню по- лив, охоты на крупных животных). Некоторые виды животных были полностью уничтожены, (голубая антилопа, подвиды зебр), а другие находятся под угрозой исчезновения (носороги, слоны, львы, жирафы и тому подобное). Большой ущерб природе Африки наносит добыча полезных ископаемых. Бедность африканских государств не позволяет им выделять необходимые средства на охрану окружающей среды. Проблема усиливается еще и тем, что развитые государства размещают на территории Африки экологически опасные производства, например такие как переработка радиоактивного сырья, производство минеральных удобрений и тому подобное. 3. Заповедники и национальные парки Африки - презентация Заповедник — участок территории или акватории, на которой весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии. Используется для разносторонних комплексных научных исследований природы, сохранения биологического разнообразия. Национальные природные парки — природоохранные, рекреационные, научно- исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения, пополнения и эффективного использования природных комплексов и объектов. Особенностью национальных парков является то, что охрана природы в них по- объединяется с рациональной организацией отдыха населения и туризма. Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади, а их общее количество составляет около 400. Особенно много их в Южной и Восточной Африке, а некоторые из них имеют мировую известность. Национальные парки — Цаво (Кения), Крюгер (Южная Африка), заповедник Серенгети (Танзания) и др. V. Закрепление изученного материала. Закончите предложения: • В Африке часто случаются такие стихийные бедствия, как... • С целью сохранения органического мира Африки созданы такие природоохранные территории:... • Известными национальными парками являются... • В национальных парках и заповедниках Африки охраняются такие виды животных, как... • «Летающей чумой» местные жители Африки называют нашествие... VI. Итог урока VII . Домашнее задание • Проработать параграф... • Обозначить на контурной карте наиболее известные природоохранные территории Африки. • Написать сочинение-миниатюру о воображаемое путешествие по одной из заповедных территорий Африки. • Спрогнозировать, что может произойти с границами природных зон Африки, как- что не будут приниматься меры по охране природы материка. I Организационный момент Урок 24. Тема: Население Африки. Современная политическая карта Африки. Цель:- сформировать первичные знания об этническом составе населения Африки, особенности его формирования, динамику и размещение; -способствовать пониманию демографических проблем Африки и путей их решения; - формировать первичные практические умения характеризовать общие признаки населения материка; -совершенствовать практические умения работать с тематическими картами атласа. Основные понятия: плотность населения, прирост населения, рождаемость, смертность, коренное население, раса, народ, религия, сельское население, городское населения. Оборудование: карта «Расы и народы», политическая карта Африки, иллюстрации представителей разных рас и народов, учебники, атласы. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока II . Актуализация опорных знаний и умений • Назовите количество населения нашей планеты в настоящее время. Какие факторы влияют на изменение численности населения? • Почему человечество размещается на планете неравномерно? • Какие основные человеческие расы выделяют на Земле? • Приведите примеры характерных внешних признаков каждой из рас. Кто из ученых первым привел доказательства равенства рас? III . Мотивация учебной и познавательной деятельности Человек — неотъемлемая часть природы — с древних времен меняет ее, используя природные богатства окружающей среды для удовлетворения своих потребностей. Численность населения материков постоянно увеличивается, следовательно, увеличивается и влияние человека на окружающую среду. Зная особенности роста, размещения населения и его деятельности, можно спрогнозировать возможные изменения в природе материков,разработать пути преодоления экологических проблем . Вы уже знаете об особенностях природы Африки, следующий этап исследований — ее население, политическая карта, государства. IV. Изучение нового материала 1. История заселения материка Многочисленные находки археологов свидетельствуют о том, что Африка была заселена очень давно. На Африканском континенте были найдены древнейшие образцы, которые существовали 2,6 млн лет назад как каменные орудия труда. Этот факт дает ученым основания делать предположения о том, что Африка является древнейшей родиной человечества. 2. Расы и народы Многочисленные волны переселений, которые перемешивали племена и народы, история освоения, а также своеобразие природных условий Африки стали причинами, которые определили этническое разнообразие его населения. Определение расового состава населения Африки и размещения различных рас за картами атласа. В Африке сформировались народы трех основных рас. Представители южной ветви европеоидной расы — арабы и берберы — проживают в основном на севере Африки. Южнее от Сахары проживают представители негроидной расы. В саваннах северной части материка живут нилоты, тутси, хина. Центральные районы занимают народы банту, а в экваториальных лесах небольшими группами проживают пигмеи. В полупустынях и пустынях Южной Африки живут бушмены и ґоттентоты. Северо-восточная часть Африки — родина эфиопов, которых относят к промежуточной расы. У них темная, как у негроидов, но с красноватым оттенком кожа, а признаки лица подобные европеоидов. Население острова Мадагаскар — малаґасийцы— принадлежит к монголоидной расе. Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка. Вдоль побережья Средиземного моря проживают потомки французов, на Канарских островах — испанцев, а на крайнем севере материка — африканеры или буры,— потомки переселенцев из Нидерландов, англичан. Всего в Африке проживают несколько тысяч народов. 3. Количество населения и его размещение Африка занимает второе место в мире среди других материков по количеству населения — более чем 890 миллионов человек (около 14 % населения мира), и прежде всего за его естественным приростом — 3 % в год. При этом средняя продолжительность жизнь в Африке очень низкая — не более 40 лет. Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью. Население по территории материка размещается неравномерно. Наибольшая плотность населения (1000 человек на 1 км2) наблюдается в долине Нила. Густо заселено побережья Гвинейского залива и Средиземного моря. На юге Африки, в пустынях, густых лесах и высокогорьях плотность населения очень низкая — менее чем 1 человек на 1 км2. Подавляющее большинство населения Африки живет в сельской местности, за последние десятилетия заметна тенденция роста количества городского населения. 4.Государства Африки – презентация. Защита проектов по теме: «Народы Африки – их прошлое и будущее». V. Закрепление изученного материала 1. Определить закономерности размещения рас и народов на африканском континенте картой в атласе «Народы и плотность населения мира»: Расы Народы Размещение на материке 2. Вопрос: • Представители каких рас составляют население материка? В каких районах материка проживают народы, принадлежащие к разным расам? • Как изменялось количество населения Африки от начала колонизации и до настоящего времени? Какие причины способствуют быстрому росту количества населения Африки в наше время? • Какие районы Африки отличаются высокой плотностью населения? В чем заключаются причины такой высокой концентрации населения? • Какие виды хозяйственной деятельности присущи большей части населения Африки? VI. Итог урока VII . Домашнее задание • Проработать параграф... • Сформулировать и записать в тетрадь проблемы, которые возникают в странах Африки в связи с высокими темпами прироста населения. • Используя дополнительные источники, подготовить сообщение на одну по темам: «Особенности культуры и образа жизни одного из народов Африки», «Религиозные верования африканцев», «Выдающиеся африканские деятели культуры, искусства, спорта». Урок 25. Контрольная работа № 1 по теме: «Африка». Цель: - проверить уровень усвоения учащимися материала тематического блока «Африка»; -закрепить навыки самостоятельной работы учащимися с картографическим материалом. Оборудование: политическая карта Африки, физическая карта Африки, атласы. Тип урока: урок проверки и систематизации знаний, контрольная работа. 1. В честь кого или чего назвали материк Африку? -племен -породы деревьев -Аравия -Пустыня 2.Кто из путешественников первым обогнул Африку? -Юнкер –Вавилов -Ливингстон -Васко де Гама 3.Наибольшее количество открытий в южной Африке сделаны… -Юнкером –Вавиловым -Ливингстоном 4.Какие горы расположены на северо- западе Африки? -Атлас, Капские, Драконовы 5.Верно ли утверждение? -Африка – один из самых многонаселенных материков. -На селение Африки размещено крайне не равномерно. -Самое большое по площади государство Африки – ЮАР. 6.Назовите основные особенности рельефа материка Африка. 7.Верно ли утверждение? -Африка самый жаркий материк Земли. -Африку пересекают экваториальный, тропический и умеренный климатические пояса. -Тропические пустыни занимают почти половину площади Африки. 8. Назовите верный ответ: Площадь Африки около 30 или 50 млн.км? Какое озеро расположено севернее Виктория или Чад? Река Конго впадает в Атлантический или Индийский океан. 9.Какое основное полезное ископаемое добывают на юге Африки? 10.Какая основная культура, выращиваемая в пустынных оазисах? 11.Какие части Африки наиболее возвышенны: а)восточная и южная б) восточная и северная в) западная и восточная г) западная и южная? 12.Самая длинная река Африки: -Нил, -Конго, - Амазонка? 13.Над территорией Африки преобладают следующие воздушные массы: -экваториальные, - тропические, -субэкваториальные, -умеренные. 14.Назовите наиболее известные национальные парки Африки. Какие природные комплексы охраняются на их территории? 15.Причины образования пустыни Сахара. 16.В каких географических поясах расположена Африка? 17.Дайте описание одной из природных зон Африки. 18.Какие экологические проблемы есть в каждой природной зоне Африки? 19.Что вы знаете о населении Африки? 20.Дайте характеристику одной из стран Африки (по выбору) по плану. 1).название, столица 2).Расположение на материке 3).Полезные ископаемые 4).Природные ресурсы(климат, воды, природная зона) 5).Характеристика населения 6).Хозяйственная деятельность

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков

Тематическое планирование уроков географии 7 класс по теме: "Африка" - методика проведения уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018