Темы узкие и широкие
Оценка 4.6

Темы узкие и широкие

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Темы узкие и широкие
2 темы узкие и широкие.doc

 

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Развитие речи №1. Текст. Тема широкая и узкая

Цель урока – познакомиться с характерными особенностями узких и широких тем.

 

Ход урока

 

I.          Организационный момент.

1)         Приветствие.

2)         Проверка списочного состава учащихся.

3)         Сообщение темы и цели урока.

 

II.          Повторение изученного.

-           Назовите основные признаки целого текста.

III.          Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

 

IV.          Изучение нового материала.

7. Прочитайте, затем перескажите текст. Назовите тему этого текста.

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

(В. Песков)

 

8. Прочитайте текст. Подумайте, какие вопросы можно сформулировать по его содержанию. Запишите их.

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

(Д. Лихачёв)

 

9. На месте знака P поставьте вопросы к предложениям.

 

ПИНЕГА

 

Утром вышел к реке и ахнул: P не узнать старушку. P Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, все в серой тине. P А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. P Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

 

(Ф. Абрамов)

 

1.                                                                      Какое отношение к реке и как выразил писатель?

2.                                                                      Как вы думаете, обладает ли эта миниатюра признаками целого текста? Если да, укажите их. Аргументируйте свой ответ.

 

10. 1. В одной из книг М. М. Пришвина есть раздел «Времена года», в нём – подраздел «Январь», включающий миниатюры «Весенняя дорога», «Зонтики». Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?

2. Вспомните, где вы встречали широкие и узкие темы. Приведите примеры.

 

Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими общими, и узкими, конкретными. Например: Охрана природы – широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка – узкая.

Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

 

11. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходил с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом – пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчёл, увлечённо ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.

Перед вами – две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

 

11 июля. Сегодня был очень хороший, солнечный день. Утром я прихожу на пасеку, а Толя уже сидит возле улья с маленьким зеркальцем, заглядывает одним глазом в верхний леток и потихоньку смеётся.

- Чего ты смеёшься? – спрашиваю я.

- Они танцуют.

- Кто танцует?

- Пчёлы.

- С ума, - говорю, - спятил!

- Посмотри сам.

Я взял у него зеркальце и стал смотреть в леток. Одна пчела бегала вприпрыжку по сотам. Она поворачивалась то в одну сторону, то в другую, то быстро вертелась. Вдруг другая пчела бросилась следом за ней, и они стали вертеться вместе. Следом за второй пустилась плясать третья пчела.

Я не выдержал и громко рассмеялся.

- Всё время так, - сказал Толя. – Я за ними уже давно слежу.

14 июля. Вот так чудо чудное! Про наше звено написали в газете! Утром мы пришли на пасеку, вдруг смотрим – бежит Витя, а в руках у него газета.

- Ребята! – кричит он. – Посмотрите, про нас в газете написано!

Мы посмотрели, а в газете карточка, на которой мы все сняты с ульем, и напечатано, как мы сделали улей и стали разводить пчёл.

И все наши фамилии напечатаны. Даже сказано, в какой мы учимся школе.

(Н. Носов)

 

 

* Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля.

 

12. В газете под рубрикой «Действуем!» была напечатана заметка на тему «Помогаем почтальонам». Какие темы заметок под рубрикой «Действуем!» могли бы предложить вы? Запишите эти темы.

13. Назовите, затем запишите несколько узких тем, входящих в тему «Школа».

14. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем мне запомнилось первое школьное утро». Постарайтесь употребить в нём (там, где это уместно) глаголы настоящего или будущего времени в значении прошедшего. Если данная тема затруднит вас, можете предложить свою.

Работая над заключительной частью сочинения, перечитайте его заглавие и начало. Это поможет вам придать сочинению смысловую и композиционную завершённость.

 

Творительный сравнения

 

15. Вспомните, что такое творительный сравнения.

Укажите творительный сравнения в данных предложениях. В каком из них сравнение более точно?

Бахромой висят сосульки. – Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелёв)

При творительном сравнения, как и при любом другом существительном, могут быть прилагательные-определения.

16. I. «Подскажи словечко!»

 

1)                                                                     Клинками огненных мечей

Сверкнул сквозь тучу сноп … .

2)                                                                     Солнце село на волну,

Золотой

Копной

Соломы

… … … .

3)                                                                     Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес,

Чёрно-бурою …

Под горой улёгся … .

4)                                                                     Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини …

Солнце тихое … .

5)                                                                     На пушистых ветках

Снежною …

Распустились кисти

Белой …

 

* Что с чем (или с кем) и на основе какого сходства сравнивается в каждом предложении? Расскажите об этом.

 

II. Прочитайте заголовок. Какой способ связи предложений в этом тексте, если он так озаглавлен?

 

РОДНИК, РУЧЕЙ, РЕКА

 

Из скалы … родник. Он брызжет, звенит и стремительно … вниз. Там превращается в ручеёк и весело … меж камней. Несколько таких ручейков, сливаясь, образуют большой ручей, который, извиваясь, … дальше по склону горы и вдруг с шумом … в пропасть. В низине мы видим уже речку. Она … всё ещё быстро, но постепенно замедляет ход, становится широкой и спокойно … к морю.

 

(В. Добромыслов)

 

* Поставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы.

Слова для вставки. Мчится, несёт свои воды, низвергается, бежит, пробивается, скатывается, течёт.

 

III. Определите способ связи предложений в данном фрагменте сразу после его первого чтения.

 

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Её во всю длину перекрывал глухой, почти чёрный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шёл ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно.

 

(К. Паустовский)

 

V.          Итог урока.

 

Выводы

 

1)         Темы могут быть широкими общими, и узкими, конкретными.

2)         Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

 

Вопросы самоконтроля

 

1)         Чем отличаются узкие темы текстов от широких?

2)         Приведите примеры узких и широких тем.

 

VI.          Окончание урока.

 

1.          Домашнее задание. Заведите дневник, в который будете заносить записи каждый день.

2.          Выставление и комментирование оценок.


Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Ребята сами смастерили улей, развели пчёл, увлечённо ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий

Ребята сами смастерили улей, развели пчёл, увлечённо ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость,

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021