ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие представления об эмпатии в психологии
1.2
Психологическая разработка проблемы формирования эмпатии у детей требует прежде всего рассмотрения исходного для нас понятия «эмпатия», что важно для определения концептуальной основы исследования и разработки экспериментальной программы.
Традиционно, литература, искусство и наша повседневная жизнь тесно связана с чувством сострадания, умением понять другого человека, оценить его радость и горе. В психологии эти важнейшие способности личности обобщены термином «эмпатия». За всю историю развития этого понятия было предпринято много попыток определить его.
В нашей курсовой работе мы сделаем попытку осветить то множество взглядов, которое существует относительно эмпатии, дать краткий экскурс в историю формирования этого понятия и структурировать исследования, посвященные ее вопросам.
Проблема эмоциональной отзывчивости привлекала к себе внимание людей ещё со времён античности. В Древней Греции очень высоко почиталось сострадание, в его честь был сооружён алтарь. В Древнем Китае сочувствие было внесено в реестр основных добродетелей человека. [43]
И в древнегреческой, и в европейской философии отзывчивость на страдания других людей называли понятием «симпатия»: от греческого pathos (чувство), а приставка «sun» означала «с», т.е. чувствовать с кем-то, сочувствовать. Также в греческом языке было слово «эмпатейя» - «чувствовать», вчувствоваться. [2]
Отправной точкой или исходным уровнем можно считать становление понятия в рамках философских дисциплин, где оно обозначалось термином «симпатия» и «связывалось» с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер, А. Смит, А. Шопенгауэр и другие). Теория симпатии наиболее полно была разработана М.Шелером. Он определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. К высшим формам относятся сопереживание и сочувствие. [20]
В концепции эстетического воспитания Т.Липпс разграничил понятия симпатия и эмпатия., он трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта – это одновременно акт наслаждения и познания. «Эмпатия есть способ познания объекта – эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним». Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования, которая тесно связана с понятием эмпатии. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания. [20]
Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово einfühling, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства. [30]
Изучением эмпатии в разное время занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Эмпатия, как психологический феномен, имеет достаточно длительную историю изучения в зарубежных исследованиях. Начиная с конца IX века и до 80-х годов XX столетия разработкой понятия эмпатии, ее компонентов и уровней занимались: Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бэн, Т. Липпс, А. Смит, А. Шопенгау¬эр, Р. Даймонд, В. Штерн, К. Роджерс, А. Валлон, Р. Гринсон, М. Хоффман, X. Хекхаузен и многие другие.
Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». [36, 425] З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.
В данной интерпретации термина эмпатии присутствует свойство эмоций – переживание. Именно в связи с этим в работах ряда авторов эмпатия выступает под терминами доброжелательность, чуткость, социальная сензитивность, гуманные отношения, эмоциональная идентификация, сопереживание и т.д.
В русле гуманистической психологии К.Роджерс определил эмпатию как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. К. Роджерс предполагает, что находиться в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». И если этот важный оттенок «как будто» пропадает, то речь уже будет идти о «заражении» эмоцией другого человека и переживании ее в такой же степени. [30]
Отечественные исследователи изучением эмпатии начали заниматься сравнительно недавно – в 70-е годы XX века: А.А. Бодалёв, Т.Е. Каштанова, Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.К. Вилюнас, А.В. Петровский, М.А. Туревский, Т.П. Гаврилова, в 80-е годы: С.Б. Борисенко, Л.П. Стрелкова,А.Э. Штейнмец, в 90-е: Л.П. Выговская О.И. Цветкова, И.М. Юсупов.
К настоящему моменту в психологии как отечественной, так и зарубежной существует достаточно много литературы, затрагивающей проблему эмпатии. Отечественные психологи трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие. [21]
С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма». [31, 179] Д.Б.Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим, Д.Б.Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма». [41, 234]
П.М.Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека «входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию», второй – основывается на реальных ситуациях, «имеющие жизненную основу». [32, 54]
Л.П.Стрелкова изучала динамику мотивационно-эмоциональных сдвигов у дошкольников при восприятии произведений художественной литературы. Автор считает, что эмпатийный процесс представляет собой цепочку: сопереживание-сочувствие-импульс к содействию. [34]
Т.П.Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции А в случае сочувствия – альтруистические. Кроме того, Т.П.Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие – более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков. [8]
Анализируя существующие определения эмпатии, Т.П. Гаврилова, пишет, что можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:
- Понимание чувств, потребностей другого человека;
- Вчувствование в событие, объект искусства, природу;
- Аффективная связь с другими, разделение состояния другого или группы;
- Качество психотерапевта. [8]
Ю.А.Менжерицкая определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми. И поэтому эмпатия рассматривается как социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вер¬бального, так и невербального типа на переживания другого. [24]
Психолог И.М. Юсупов говорит о трёх функциях: отражении, регуляции и коммуникации. Автор пишет: «коммуникативная функция имплицитно вклю¬чена в функции отражения и регулирования. Последние две выступают в действительности как основные. Без включенности в них коммуникативная функция применительно к структуре эмпатии теряет всякий смысл». [5, 67]
Таким образом, отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования, но подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что эмпатию следует трактовать либо как способность понимать переживания другого человека, либо как способность приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого.
Эмпатию изучают специалисты разных областей психологической науки: детская психология, психология личности, социальная психология, психология искусств и др.
Понятие «эмпатия» в социальной психологии раскрывается как способ принятия человеком определенной роли и исследуется как свойство личности, облегчающей ее взаимодействие с другими людьми. [10]
В некоторых работах по психологии личности так же, как и в детской психологии, исследуется проблема взаимосвязи эмпатии и мотива альтруистического поведения. Р.Даймонд В своей своей работе сопоставлял уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий, обладают такими качествами, как: оптимизм, эмоциональность, пластичность, заинтересованность в других. Лица, обладающие низким уровнем эмпатии интровертны, ригидны, сдержаны, эгоцентричны, она не нуждаются в эмоциональной привязанности к другим людям. [8]
В зарубежных школах психологии эмпатия изучалась не только у взрослых, но и у детей в связи с изучением проблем личности ребенка. Так А.Валлон намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. Он отмечает, что ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения, по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости». [8, 11]
В современной американской детской психологии основное внимание уделяется роли эмпатии в адаптации детей и связи эмпатии с альтруистическими формами поведения. В отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: определение качественной природы эмпатии; изучение связи структурных характеристик эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности; исследование процессуального характера эмпатии. [11]
Анализ исследований зарубежных и отечественных психологов показал, что одни рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте, определяя её как вчувствование в объекты социальной действительности (Т. Шибутани), как основу помогающего поведения (Т.Рибо; А. Валлон; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова и другие) и как способность эмоционально откликаться на переживания другого (Ф. Олпорт; С.Аш; А.Валлон; Т.П. Гаврилова). Специфика эмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку, а также к предметам и явлениям реального мира. К. Обуховский обозначил эту мысль следующим образом: “Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее эмоциональное отношение». [16, 24]
Другие психологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания, “когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность предсказать поведение других людей” (А.В. Орлов и М.А. Хазанова). Существуют взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов (Л.П. Стрелкова и др.). [34]
Таким образом, изучив взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему развития эмпатии, мы пришли к выводу, что, несмотря на обширные исследования, еще не существует общепринятой теории, единого понимания проблемы. Разнообразие точек зрения свидетельствует о неразработанности этого понятия, о сложности его изучения. Необходимо, также, отметить, что большинство исследований посвящено изучению эмпатии как важного профессионального качества психолога, врача, педагога, чья практическая деятельность связана с непосредственным контактом с людьми, и ничтожно маленькое количество работ (особенно отечественных психологов) посвящено исследованию эмпатии у детей дошкольного возраста (в основном это диссертации). Несомненно, развитие эмпатии у дошкольников является одной из наиболее перспективных проблем современной психологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.