Теоретические основы природного и культурного наследия
Оценка 5

Теоретические основы природного и культурного наследия

Оценка 5
Научные работы
doc
биология +2
11 кл +1
10.02.2017
Теоретические основы природного и культурного наследия
Отечественными географами отмечается высокий культурно-экологический потенциал природного и культурного наследия познавательного, духовно-нравственного и праксиологического характера (Ю.А. Веденин, А.А. Григорьев, В.Н. Калуцков, Е.Ю. Колбовский, В.П. Максаковский, Н.В. Максаковский, В.В. Морозова, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, П.М. Шульгин). Изучение культурного наследия связано с новым направлением географических исследований - культурной географией, которое отражает развитие научной географии в русле культурологических идей. Природное наследие, представленное особо охраняемыми природными территориями, изучается геоэкологией и отражает идеи экологизации географии. Установлено, что методологическим основанием рационально-логического и образно-ассоциативного познания наследия является культурно-экологический подход .
наследие 615.doc
Тема: «Теоретические основы природного и культурного наследия» Содержание стр. Введение                                                                                                                2 Глава I. Природное и культурное наследие в географической  Науке                                                                                                                      3 Глава 2. Определения культурного и природного наследия                            6 2.1. Культурное наследие                                                                                     6 2.2. Объекты культурного наследия в РФ и их виды                                        12 2.3. Природное наследие                                                                                     16 2.4. Природно ­ культурное наследие                                                                18 Глава 3. Формы охраны наследия                                                                      19 3.1. Институт наследия                                                                                        19 3.2. Всемирное  и культурное наследие                                                             21 Литература                                                                                                            30 Приложение                                                                                                          31 1 Введение Отечественными   географами   отмечается   высокий   культурно­ экологический   потенциал   природного   и   культурного   наследия познавательного,   духовно­нравственного   и   праксиологического   характера (Ю.А.   Веденин,   А.А.   Григорьев,   В.Н.   Калуцков,   Е.Ю.   Колбовский,   В.П. Максаковский,   Н.В.   Максаковский,   В.В.   Морозова,   В.Д.   Сухоруков,   Д.П. Финаров, П.М. Шульгин). Изучение культурного наследия связано с новым направлением   географических   исследований   ­   культурной   географией, которое отражает развитие научной географии в русле культурологических идей. Природное наследие, представленное особо охраняемыми природными территориями,   изучается   геоэкологией   и   отражает   идеи   экологизации географии.   Установлено,   что   методологическим   основанием   рационально­ логического   и   образно­ассоциативного   познания   наследия   является культурно­экологический подход1. Природное   и   культурное   наследие   как   объект   окружающей   среды   и сложное   многомерное   понятие,   отражающее   «диалог   культур»   прошлого   с настоящим   и   будущим,   выраженного   в   таких   категориях   как   достояние, традиции,   общественная   и   личностно­значимая   ценность   имеет   большую значимость в развитии современного образования в направлении становления человека культуры, личностным смыслом.  1 Фейерабенд К. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986. – 542с.  2 Глава I. Природное и культурное наследие в географической науке Вопросы   природного   и   культурного   наследия   рассматривались отечественной географической наукой еще с XVIII века — с самого начала ее становления в качестве самостоятельной дисциплины. Длительное время на разных   исторических   этапах   развития   географии   приоритет   в   изучении наследия   отдавался   отдельным   культурным,   либо   природным достопримечательным   объектам.   Существенным   образом   на   изучении   и охране   природного   и   культурного   наследия   сказывалась   государственная политика   в   области   наследия,   более   или   менее   осознанно   проводимая   в России уже с XVIII века. Начальный этап (XVIII в. — начало XIX в.) связан с зарождением идеи о природном и культурном наследии в отечественной географической науке. Первые попытки изучения и сохранения наследия связаны с Указами Петра I о выявлении   «диковинных   редкостей»   (природных,   археологических, исторических), находящихся на поверхности земли, в ее недрах или в водной среде. Согласно Указам следовало собирать и сдавать «все, что зело старо и необыкновенно». Такая деятельность Петра I трактуется в наши дни с разных точек   зрения.   Одни   исследователи   видят   в   ней   начало   целенаправленного государственного   подхода   к   изучению   и   сохранению   наследия.   Другие связывают   ее  с   проявлением   интересов   и   амбиций   Петра   как   незаурядной личности, По отношению к природным уникальным объектам деятельность Петра строилась на основе природоохранных идей. Указы Петра I впервые в России направлялись на охрану растений и животных, почв и вод. Именно при Петре I появляются публикации, в которых содержатся мысли о бережном отношении   к   природе.   Однако,   в   петровское   время   изучению   природы 3 придавалось   прикладное   значение.   Создавая   Академию   наук,   Петр, преследовал   цель   изучения   природных   богатств   России   для   решения общегосударственных задач во благо России2. Во   второй   половине   XVIII   века   географы   стали   уделять   особое   Следует   упомянуть   имя   ученого­ внимание   объектам   наследия. энциклопедиста   М.  В.   Ломоносова,   который   стал   предвестником   научного интереса   к   изучению   природного   и   культурного   наследия   в   России.   По предложению М. В. Ломоносова, Канцелярии Академии наук для исправления Российского   атласа   было   предписано   собирать   исторические   и географические   сведения   о   монастырях   и   выполнять   их   описания.   В частности, предписывалось «требовать... от Святейшего Синода списка всем синодальным   строениям   во   всем   Российском   государстве,   соборным   и приходским церквам, также и всем монастырям по всем городам и селам, и где каменные ли строения и ограды или деревянные, и монастыри стоят при каких   реках   и   при   каких   городах...».   Примечательно   и   то,   что   во   второй половине XVIII века составлялись специальные «Топографические описания» —   материалы   для   генерального   межевания,   охватившие   большую   часть территории России. Особое внимание в этих материалах уделялось описанию многих   памятников   истории   и   культуры,   большей   частью   в   прикладном значении. Географию этого времени принято было делить на общую и частную (т. е. региональную). В рамках частной географии, представленной в основном страноведческими   сочинениями,   изучались   «города   и   разного   рода   язык,   религия, достопримечательности,   население   и   его   занятия, искусство ...». Российской Академией наук организовывались экспедиционные исследования   по   изучению   уникальных   природных   особенностей   страны. Однако, в то же время после бурной деятельности Петра в природоохранном законодательстве   стал   наблюдаться   заметный   спад.   Природоохранительные 2 Раковский С.Н. Население земного шара в конце XX – начале XXI в.: его качества // География в школе. –  2006. ­ №8. – С.3­10. 4 мероприятия имели нередко случайный, как правило, утилитарный характер и зависели   не   от   разумных   побуждений,   а   от   прихотей   самодержцев.   Такая ситуация наблюдалась до конца XIX века. Она отразилась и на отечественной географической   науке.     К   началу   XIX   века   интерес   к   изучению   объектов природного существенно понизился, а в изучении и охране наследия стали преобладать  преимущественно  отдельные   культурные  достопримечательные объекты.   Начавшийся   с   этого   времени   этап   в   изучении   наследия   можно обозначить   как   культурно­описательный.   В   начале   XIX   века   на государственном   уровне   была   сделана   попытка   сбора   полных   сведений   о культурных и исторических памятниках России. В циркуляре Министерства внутренних   дел   говорилось   о   «необходимости   немедленного   сбора   по повелению   императора   следующих   сведений   по   всем   губерниям:   в,   каких городах   есть   остатки   древних   замков   и   крепостей   или   других   зданий, древности и в каком они положении ныне находятся». В это же время резко возрастает   роль   научных   обществ   как   формы   организации   научной деятельности.   Так,   в   1804   г.   важным   событием   в   изучении   культурного наследия   стало   создание   научного   «Общества   истории   и   древностей Российских».   Позднее,   в   1845   г.,   центром   географических   исследований, оказавшим   значительное   влияние   на   становление   географических представлений   о   природном   и   культурном   наследии,   становится   Русское Географическое общество, бессменным руководителем которого долгие годы был П. П. Семенов­Тян­Шанский. В 1863 г. появилось Общество любителей естествознания, антропологии и географии. Названные общества выпускали   вели   пропаганду   культурологических   и научные   публикации, природоохранных знаний. Различные элементы культурного наследия в этот период   изучались   в   рамках   антропологии,   исторической   географии, этнографии,   а   также   в   рамках   развития   культурологических   идей географической науки этого времени3.  3 Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход: пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 384с. 5 Глава 2. Определения культурного и природного наследия Под "культурным наследием" понимаются: ­   памятники:   произведения   архитектуры,   монументальной   скульптуры   и живописи,   элементы   или   структуры   археологического   характера,   надписи, пещеры   и   группы   элементов,   которые   имеют   выдающуюся   универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ­ ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство   или   связь   с   пейзажем   которых   представляют   универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ­   достопримечательные   места:   произведения   человека   или   совместные творения   человека   и   природы,   а   также   зоны,   включая   археологические достопримечательные   места,   представляющие   выдающуюся   универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Под "природным наследием" понимаются: ­   природные   памятники,   созданные   физическими   и   биологическими образованиями   или   группами   таких   образований,   имеющие   выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки; ­   геологические   и   физиографические   образования   и   строго   ограниченные зоны,   представляющие   ареал   подвергающихся   угрозе   видов   животных   и растений,   имеющих   выдающуюся   универсальную   ценность   с   точки   зрения науки или сохранения; 6 ­ природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты. 2.1. Культурное наследие Под   культурным   наследием   понимают  отнесенные   к   определенному пространству   и   времени   типичные   и   уникальные   образцы   всех   сторон материальной   и   духовной   деятельности   населения.   Культурное   наследие следует изучать как компонент конкретного геокультурного пространства в его исторической динамике и территориальном многообразии. Это позволяет сказать,   что   предельно   широкое   определение   культурного   наследия   в принципе является географическим4.  Определение учитывает, что перечень объектов культурного наследия постоянно пополняется, что он в принципе неисчерпаем. Сегодня особенно важно подчеркнуть, что понятие «культурное наследие» включает не только движимые и недвижимые материальные объекты, но и все то, что входит и в духовную культуру, и в сплав материального и духовного: нравственные и эстетические нормы разных народов, живших в разные исторические эпохи и в разных   географических   условиях;   нормы   и   образцы   поведения;   языки, диалекты и говоры; национальные обычаи и традиции; традиции и обычаи, обусловленные географическими условиями проживания людей; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла.  Качественное  многообразие  культурного  наследия  делает   корректной постановку   проблемы   классификации   его   объектов.     Для   науки   важна естественная   классификация   –   это   распределение   объектов   по   группам (классам) на основании их существенных признаков.  4 Любичанковский А.В. Анализ понятия «культурное наследие» // Вестник Оренбургского государственного  университета. – 2006. 7 В   конвенциях   ЮНЕСКО   классификация   культурного   наследия присутствует   в   форме   перечисления   конкретных   объектов   культурного наследия.   Так,   выделяют   в   составе   культурного   наследия   памятники, ансамбли, достопримечательные места. Кроме того, в документах ЮНЕСКО говорится   о   территориях   наследия   и   выделяются   комплексные   природно­ культурные   объекты   наследия   –   культурные   ландшафты.   В   географии используется пространственная классификация – на основе принадлежности к физико­географическим   или   историко­культурным   регионам.   Представляет интерес хронологическое распределение объектов культурного наследия по главным историческим периодам развития общества.  Человечество не может сохранять все уникальные и типичные образцы культурного   наследия,   поскольку   это   несовместимо   с   его   развитием. Уникальные образцы легче выявлять и легче сохранять.  Можно говорить о культурном наследии человечества. Это будут все объекты, которые можно подвести под определение культурного наследия. Можно говорить о Всемирном культурном наследии, проблемой выделения которого занимается ЮНЕСКО. В конвенциях ЮНЕСКО делается ударение на уникальность объектов Всемирного культурного наследия. Отнести или нет тот   или   иной   объект   культурного   наследия   к   Всемирному   культурному наследию,   решают   международные   эксперты.   Их   мнение   субъективно. Поэтому   споры   об   отнесении   конкретных   объектов   культурного   наследия человечества   к   Всемирному   культурному   наследию   будут   продолжаться всегда. Можно также говорить о культурном наследии того или иного этноса, безотносительно   того,   где   он   проживает.   Можно   говорить   о   культурном наследии   отдельных   стран,   отдельных   регионов.   Можно   говорить   о культурном   наследии,   находящемся   на   суше,   под   землей,   под   водой,   в околоземном космосе, в Солнечной системе и т.д. Необходимо учитывать, что каждый аспект выделения культурного наследия имеет свою специфику.  8 Культурное наследие было и будет междисциплинарным объектом. И это неизбежно накладывает определенный отпечаток на возможные варианты его классификации.  Можно говорить о культурном наследии как о прошлом и его наличии в настоящей   культуре   (наличие   прошлого   в   настоящем).   Можно   говорить   о культурном наследии и как о том, что необходимо сохранить в современной культуре   и   передать   последующим   поколениям.   Оба   аспекта   важны   для культуры,  но  программы  классификации   объектов  культурного   наследия   в каждом аспекте будут иметь специфические характеристики.  Стыковать   подходы   разных   наук   возможно,   только   объединяя культурное   наследие   по   историческим   эпохам   так,   чтобы   можно   было максимально   всесторонне   характеризовать   все   стороны   материальной   и духовной деятельности людей определенной исторической эпохи.  Культурное наследие имеет сложную и иерархическую организацию. В нем   можно   выделить   три   уровня.   Их   выделение   имеет   смысл   только   по отношению   к   культуре   определенных   прошлых   эпох,   т.е.   к   культуре замкнутой на определенное пространство и время5.  Первый   уровень   –   это   осколки   прошлых   эпох   (по   отношению   к рассматриваемым эпохам культурного наследия) – это программы поведения, которые сложились в более ранние эпохи, чаще всего, в первобытную эпоху, и которые   утратили   свою   ценность   в   качестве   регулятива,   обеспечивающего успех практических действий (например, суеверия, которые существуют не только сейчас, но и существовали раньше, а значит, являются неотъемлемым элементом культурного наследия).  Второй уровень – это слой программ поведения, деятельности, общения, которые   обеспечивали   воспроизводство   того   или   иного   типа   общества   в определенном пространстве и времени.  5 Асмус В.Ф. Логика. – М.: Госполитиздат, 1947. 9 Третий уровень – это программы социальной жизни определенной эпохи (определенного   пространства   и   времени),   адресованные   в   будущее:   это вырабатываемые   в   науке   теоретические   знания,   вызывающие   переворот   в технике   и   технологии   последующих   эпох;   идеалы   будущего   социального устройства,   которые   еще   не   стали   господствующей   идеологией;   новые нравственные   принципы,   разрабатываемые   в   сфере   философско­этических учений   и   часто   опережающие   свой   век.   Это   образцы   программ   будущей деятельности,   предпосылка   изменений   существовавших   в   определенном пространстве и времени форм социальной жизни6. Данный тип классификации культурного наследия относится только к духовному наследию. Такой подход позволяет глубже понять современную духовную   культуру   этносов,   проживающих   в   разных   пространственных границах.  Если   к   объектам   культурного   наследия   подходить   как   к   объектам географии культуры, то тут вырисовываются несколько различных подходов к их классификации.  Во­первых,   возможно   деление   культурного   наследия   по   основным направлениям   географии   культуры.   А.Г.   Дружинин   в   работе   «Теоретико­ методологические основы географических исследований культуры» выделяет 14 направлений географии культуры:  1) геокультурный синтез;  2) география качества жизни;  3) география паталогии;  4)   география   исследования   закономерностей   культурного   саморазвития территории;  5) география исследования влияния культуры на геосистемы;  6) технологическая география (география образа жизни);  6 Дружинин А.Г. Теоретико­методологические основы географических исследований культуры. Автореферат  д.г.н. – СПб., 1995. 10 7) геоэтнокультурология;  8) география изучения восприятия территории сквозь «призму» культуры;  9) география традиций и норм поведения,  10) география языка;  11) география культурных феноменов и ценностей;  12) география религий;  13)география   изучения   «человечности»   ТОО   (социальной   эффективности ТСЭС ­ территориальная социально­экономическая система);  14) география культурной инфраструктуры.  Во­вторых, в рамках географии культуры культурное наследие можно классифицировать и по отдельным блокам:  1) экологическая культура;  2) политическая культура;  3) экономическая культура;  4) художественная культура;  5) естественнонаучная культура;  6) этическая культура;  7) правовая культура и т.д.  В­третьих, в рамках географии культуры культурное наследие можно классифицировать   на   основании   концепции   территориальной   организации культуры   (ТОК). пространственные   уровни   самоорганизации   культуры:   С   точки   зрения   ТОК   выделяют   следующие   глобальный (общепланетарный),   суперрегиональный   (цивилизационный),   региональный (отдельные государства, крупные административно­территориальные единицы государств),   субрегиональный   (административно­территориальные   единицы   локальный   (административно­территориальные   единицы мезоуровня), микроуровня).   На   каждом   из   этих   уровней   культурное   наследие   может способствовать развитию данного пространственного уровня, так и тормозить его развитие.  11 Вывод:   культурное   наследие   имеет   несколько   уровней:   всемирное, национальное (для России – федеральное), межрегиональное, региональное и местное   (муниципальное).   Так   как   в   локальном   исследовании   наибольший интерес представляет культурное наследие той или иной конкретной области (например,   Оренбургской),   то   неизбежно   возникнет   необходимость обоснования статуса названной области как региона или субрегиона.  Наиболее   географичным   является   подход,   рассматривающий   наследие   как территориальную систему, среду, пространство.  Проведенная по разным основаниям и с точки зрения разных наук и подходов классификация культурного наследия заставляет сделать вывод о том,   что   какую   бы   классификацию   культурного   наследия   мы   не   взяли, абсолютного   различия   объектов   ввести   не   удается.   За   общей   фразой,   что между   различными   видами   культурного   наследия   существуют   связи   и взаимодействия,  скрывается  тот   факт,  что   в  любой   классификации   можно найти образцы, которые одновременно можно отнести к двум, а то и более видам культурного наследия. И в этом ничего страшного нет, так как любой объект   (образец   культурного   наследия)   может   рассматриваться   с   разных сторон. Что касается классификации объектов культурного наследия с точки зрения   географии   культуры,   то   основной   ячейкой   пространственной организации   культурного   наследия   целесообразно   считать   региональный уровень. Субрегиональный и локальный уровни – это структурные единицы регионального уровня7. 2.2. Объекты культурного наследия в РФ и их виды Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках   истории   и   культуры)   народов   Российской   Федерации»   от   25 7 Веденин Ю.А. Формирование нового культурно­экологического подхода к сохранению наследия // Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». – М.: Институт Наследия, 2000. 12 июня 2002 года N 73­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29­ФЗ, от   22.08.2004   N   122­ФЗ   (ред.   29.12.2004),   от   03.06.2005   N   57­ФЗ,   от 31.12.2005 N 199­ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и   культуры)   народов   РФ   относятся   объекты   недвижимого   имущества   со связанными   с   ними   произведениями   живописи,   скульптуры,   декоративно­ прикладного   искусства,   объектами   науки   и   техники   и   иными   предметами материальной   культуры,   возникшие   в   результате   исторических   событий, представляющие   собой   ценность   с   точки   зрения   истории,   археологии, архитектуры,   градостроительства,   искусства,   науки   и   техники,   эстетики, этнологии   или   антропологии,   социальной   культуры   и   являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты   культурного   наследия   в   соответствии   с   Федеральным законом подразделяются на следующие виды: ­   памятники  ­   отдельные   постройки,   здания   и   сооружения   с   исторически сложившимися   территориями   (в   том   числе   памятники   религиозного назначения:   церкви,   колокольни,   часовни,   костелы,   кирхи,   мечети, буддистские   храмы,   пагоды,   синагоги,   молельные   дома   и   другие   объекты, специально   предназначенные   для   богослужений);   мемориальные   квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы,   имеющие   к   ним   отношение,   основным   или   одним   из   основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия); ­ ансамбли  ­ четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы   изолированных   или   объединенных   памятников,   строений   и сооружений   фортификационного,   дворцового,   жилого,   общественного, 13 административного,   торгового,   производственного,   научного,   учебного назначения,   а   также   памятников   и   сооружений   религиозного   назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических   планировок   и   застроек   поселений,   которые   могут   быть отнесены   к   градостроительным   ансамблям;   произведения   ландшафтной архитектуры и садово­паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; ­   достопримечательные   места  ­   творения,   созданные   человеком,   или совместные   творения   человека   и   природы,   в   том   числе   места   бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты   градостроительной   планировки   и   застройки;   памятные   места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том   числе   военными)   событиями,   жизнью   выдающихся   исторических личностей;   культурные   слои,  остатки   построек   древних   городов,   городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов. Категории историко­культурного значения объектов культурного наследия Объекты   культурного   наследия   подразделяются   на   следующие категории историко­культурного значения: ­   объекты   культурного   наследия  федерального   значения  ­   объекты,   научной   и обладающие   историко­архитектурной, мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры   художественной, РФ, а также объекты археологического наследия; ­   объекты   культурного   наследия  регионального   значения  ­   объекты,   научной   и обладающие   историко­архитектурной,   художественной, 14 мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; ­   объекты   культурного   наследия  местного   (муниципального)   значения  ­ объекты, обладающие  историко­архитектурной,  художественной,  научной  и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия Земельные   участки   в   границах   территорий   объектов   культурного наследия,   включенных   в   единый   государственный   реестр   объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к   землям   историко­культурного   назначения,   правовой   режим   которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом. Существующий   объём   памятников   истории   и   культуры,   подлежащих государственной   охране,   составляет   в   настоящее   время   около   140   тысяч объектов, 25 тысяч из которых памятники истории и культуры федерального значения,   остальные   –   памятники   истории   и   культуры   регионального   и местного (муниципального) значения8. Основной   объём  памятников   истории   и   культуры   федерального значения сформирован к середине 1990­х годов из объектов, поставленных на государственную   охрану   постановлениями   Совета   Министров   РСФСР   от 30.08.1960   №   1327,   от   04.12.1974   №   624,   от   07.09.1976   №   495,   Указом Президента   РФ   от   20.02.1995   №   176.   Другими   постановлениями   Совета Министров   РСФСР,   Правительства   РФ   в   период   после   1976   г   в   Список памятников   государственного   (республиканского)   значения,   Перечень 8 Завьялова О.Г. Концептуальные основы эволюции этногеосистем лесостепного Зауралья. Пермь, 2004.  15 объектов   исторического   и   культурного   наследия   федерального (общероссийского) значения включены отдельные объекты. Изменение количества объектов культурного наследия происходило и происходит   и   в   связи   с   исключением   объектов   из   Списка   памятников   Перечня   объектов государственного   (республиканского)   значения, исторического   и   культурного   наследия   федерального   (общероссийского) значения, единого государственного реестра объектов культурного наследия. Основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории и культуры является государственный учёт объектов культурного наследия. Основные   правила   государственной   охраны   и   принципы   государственного учёта   памятников   истории   и   культуры,   порядок   отнесения   недвижимых объектов к памятникам истории и культуры, категории историко­культурного значения и виды памятников истории и культуры в систематизированном виде впервые были изложены в Законе СССР 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В более развёрнутом виде данные понятия получили   развитие   в   Законе   РСФСР   1978   г.   «Об   охране   и   использовании памятников истории и культуры». Новым   стало   законодательное   определение   памятников   истории   и культуры   как   особого   вида   недвижимого   имущества,   введён   ряд   новых понятий   –   таких,   как   предмет   охраны,   территория   объекта   культурного наследия,   государственная   историко­культурная   экспертиза.   Понятие государственных   списков   памятников   истории   и   культуры   заменено   на понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 2.3. Природное наследие          Понятие «природное наследие», появившись в отечественной научной лексике сравнительно недавно, присутствует в практике охраны природы и 16 природопользования уже 100 лет. Предлагается рассматривать это понятие расширительно,   как   совокупность   уникальных,   редких   и   исчезающих природных объектов — ландшафтов, экосистем и биологических популяций (редких   видов   растений   и   животных   и   их   местообитаний).   Такой   подход адаптирует   концепцию   природного   наследия   к   традиционной   в   России действующей   системе   организационно­законодательной   территориальной охраны   природы   с   ее   ключевыми   понятиями   (природно­заповедный   фонд, объекты, занесенные в Красную книгу, местообитания редких и исчезающих биологических   видов   и   т.д.).   Понятие  «природное   наследие»   может   иметь несколько уровней: всемирное, национальное (для России — федеральное), межрегиональное   и   местное   (муниципальное).   Такой   подход   позволит дифференцировать   общее   отношение   к   природным   ценностям   и   учитывать при организации охраняемых объектов природного наследия реальные связи и интересы   местного   населения.   В   качестве   примера   такого   методического подхода можно обратиться к региональным проектам формирования экосети в ряде областей и республик России9.                 В  ХХ  в.  в  нашей  стране  неоднократно  предпринимались   попытки ликвидировать   охраняемые   природные   территории   или   существенно ограничить   вновь   создаваемые.   По   времени   это   совпадало   с   периодами исчерпания   экономически   возможной   территориальной   экспансии «пионерного» лесопользования. 29 августа 1951 г. Сталиным было подписано постановление   Совета   Министров   №   3192   «О   заповедниках».   Согласно данному   документу,   подготовленному   под   давлением   природно­ресурсных ведомств (в первую очередь — лесного), из 128 заповедников СССР 88 были закрыты как ненужные народному хозяйству. Из 12,6 млн га осталось около 1,4   млн   га,   то   есть   площадь   заповедников   сократилась   в   9   раз.   Только   в 9 Дружинин А.Г. Теоретико­методологические основы географических исследований культуры. Автореферат  д.г.н. – СПб., 1995. – 49с. 17 РСФСР   были   закрыты   26   из   46   заповедников,   а   их   общая   площадь уменьшилась с 10,05 млн га до 0,89 млн га — более чем в 11 раз. Необходимо   отметить,   что   в   списке   всемирного   наследия   сегодня числится более 500 объектов. На I Международной конференции «Природное наследие   России:   изучение,   мониторинг,   охрана»   (Тольятти,   2004)   было признано,   что   многие   российские   природные   достопримечательности мирового и национального значения находятся на разных стадиях деградации и даже опасности исчезновения. Такое положение объясняется тем, что, во­ первых, в России отсутствуют собственные номинации объектов природного наследия, как отсутствует сам статус «национальное природное наследие»; во­вторых,   в   России   до   сих   пор   не   принят   Закон   «О   национальном ландшафте», проект которого сгорел в пожаре осажденного Белого дома в 1993   г.;   в­третьих,   в   России   нет   специализированной   государственно­ правовой, научной, общественной организации, отвечающей за развитие сети объектов национального и всемирного природного наследия. Среди   объектов   Всемирного   природного   наследия   самые   высокие горные вершины планеты (Эверест, Килиманджаро), самые большие водопады (Анхель, Виктория, Игуасу), самые глубокие озера (Байкал, Малави), самые грандиозные пещеры (Карлсбадская, Мамонтова, Саравак), самые активные и коварные   вулканы   (Килауэа   на   Гавайях   и   Кракатау   в   Индонезии),   самый крупный   песчаный   остров   (Фрейзер,   близ   восточной   Австралии),   самое значительное   скопление   коралловых   островов   и   рифов   (австралийский Большой   Барьерный   риф),   самый   бездонный   каньон   (Гранд­Каньон   реки Колорадо). Это также целый ряд прочих природных феноменов, настоящих шедевров природы, по отношению к которым можно также смело применять эпитет «самый­самый».  Российские объекты «Девственные леса Коми», «Вулканы Камчатки», «Озеро Байкал», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ­Алинь»  и «Убсунурская котловина» (восьмой  по  счету российский 18 природный   объект – Остров Врангеля, зачисленный  в  Список  ЮНЕСКО в 2004  г.  В   сумме   эти   объекты,   а   точнее   территории   Всемирного   наследия, занимают   площадь   –   20   млн.га.   А   состоят   они   из   нескольких   филиалов, располагающихся   на   некотором   удалении   друг   от   друга   (эти   филиалы   – отдельные заповедники, национальные или природные парки).  2.4. Природно­ культурное наследие Объекты   Всемирного   культурно­природного   наследия   (в   Списке ЮНЕСКО – 23). Такие объекты, сочетающие как природную, так и историко­ культурную ценность, демонстрируют неразрывную связь между природой и социумом. Некоторые из них можно определить как уникальные сакральные ландшафты, а в качестве наиболее ярких примеров можно привести святые горы Китая (Тайшань и Эмэйшань) и Греции (Афон, Метеоры), привлекающие многие тысячи паломников. К категории Всемирного культурно­природного наследия относится и самое большое в мире собрание древней наскальной живописи   –15   тыс.   фресок   и   гравюр,   обнаруженное   на   скалистом   плато Тассилин­Адджер, возвышающемся в самом центре пустыни Сахары (Алжир). Это также руины древних индейских поселений – Тикаль (Гватемала) и Мачу­ Пикчу (Перу), затерянные среди густой девственной растительности. Глава 3. Формы охраны наследия Территориальные   формы   охраны   наследия   закреплены   законами   “Об охране   памятников   культуры”   и   “Об   охране   природы”.   В   первом   из   них фигурируют  памятники   культуры   и   исторические   места,   охранные   зоны памятников   и   исторических   мест,   охраняемая   культурная   среда.   В   ряду 19 охраняемых   природных   территорий   представлены  национальные   парки, области охраняемого ландшафта, природные резерваты и памятники природы. Для   сохранения   культурного   наследия,   а   именно   культурного   ландшафта, используются   две   взаимодополняющие   категории:   области   охраняемого ландшафта   и   охраняемая   культурная   среда.   Система   управления   ими допускает   и   поощряет   ведение   традиционных   форм   землепользования, традиционных   способов   строительства,   архитектурного   стиля,   сохранения иных форм культурного наследия10. 3.1. Институт наследия Российский   научно­исследовательский   институт   культурного   и природного наследия был создан Постановлением Правительства Российской Федерации в 1992 году.  Создание института определено необходимостью реализации положения Конвенции   ЮНЕСКО   "Об   охране   Всемирного   культурного   и   природного наследия"   и   принятия   эффективных   мер   по   сохранению,   оздоровлению   и развитию историко­культурной и природной среды.  История возникновения института тесно связана с работой Советского Фонда   Культуры,   созданного   в   конце   1980­х   годов   и   работавшего   под руководством Д.С. Лихачёва.  В   основе   деятельности   Института   лежит   представление   о фундаментальной   роли   наследия   в   сохранении   культурного   и   природного разнообразия страны и в ее устойчивом развитии. Сфера интересов института, определенная   уже   в   самом   начале   его   функционирования:   методология   и теория   сохранения   культурного   и   природного   наследия,   разработка комплексных   территориальных   программ   сохранения   наследия, формирование   системы   особо   охраняемых   территорий,   картографическое 10 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПБ.: Изд­во Михайлова В.А., 1998. – 659с.  20

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия

Теоретические основы природного и культурного наследия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017