Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
26.02.2018
Карьерная готовность – это направленное на планирование и построение карьеры выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, мотивы, чувства, установки, настроенность на поведение, которое обеспечит успешное построение карьеры и соответствие ожиданий личности ожиданиям карьерной среды. Карьерная готовность это концентрация сил личности направленных на создание карьерного плана и его осуществление. Является предпосылкой целенаправленной деятельности по построению карьеры, её регуляции и эффективности.
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности.docx
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Конструктивным для нашего исследования мы считаем понятие
Лисовской Н.Б., которая считает, что
карьерной готовности, данное
карьерная готовность – это направленное на планирование и построение
карьеры выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, мотивы,
чувства, установки, настроенность на поведение, которое обеспечит успешное
построение карьеры и соответствие ожиданий личности ожиданиям карьерной
среды. Однако, этот взгляд на карьерную готовность не единственный.
По мнению Смолиной Т.Л, карьерная готовность это концентрация сил
личности направленных на создание карьерного плана и его осуществление.
Является предпосылкой целенаправленной деятельности по построению
карьеры, её регуляции и эффективности.
С точки зрения Могилевкина Е.А. карьерная готовность – это установка
решить жизненно важные задачи в рамках карьерного продвижения и
карьерного роста. На основе диагностики выделяют 4 группы: перспективные,
благоприятные, малоперспективные, группа риска.
Л.И. Бершедова в своем исследовании отмечает, что состояние высокой
психической напряжённости, которое знаменует овладение личностью новым
для неё способом своего деятельного существования, можно считать
индикатором активизации самим человеком обширных систем своей
психической жизни. В науке результаты таких преобразований личности
инициируются с понятием «готовность», выступающей автономной
характеристикой изменяющегося человека в изменяющихся ситуациях и
имеющей, таким образом, своё происхождение, содержание и историю
развития. Проблема психологической готовности человека к совершению
действия или включению в новую для него деятельность, сферу жизни
приковывает к себе внимание исследователей многих наук и относится к
числу активно разрабатываемых в последнее время, т.к. является одной из
ключевых не только в психологии становления личности, но и феноменом,
чрезвычайно важным для психологической практики, поскольку даёт
представление о механизмах и условиях особых последовательных
личностных преобразований.
Стоит отметить, что «карьерная готовность» это относительно новый и
сложный конструкт, сущность которого определить необходимо более точно.
Рассмотрим существующие трактовки самого понятия «готовность». В
словаре С.И. Ожегова дается следующее определение категории «готовность»
«состояние, при котором всё сделано, всё готово для чегонибудь».
В психологических словарях, вышедших в 1990 и 1996 годах,
определение понятия «психологическая готовность» отсутствует. Оно
упоминается в статье «психологическая готовность к действию» и трактуется
как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека,
обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий.
Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием
факторов, характеризующих разные уровни, стороны готовности: физическую
необходимую нейродинамическую обеспеченность
подготовленность,
действия, психологические условия готовности. В зависимости от условий
выполнения действия ведущей может стать одна из этих сторон.
Тем не менее, в многочисленных социологических, педагогических и
психологических исследованиях существует тенденция употреблять это
понятие в широком диапазоне значений и. в контексте достаточно
разнообразного спектра психологических явлений, например готовность: к
действию, к деятельности, к труду (Т.В. Кудрявцев; Н.И. Крылов), к
педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина), к педагогическому общению (Е.А. Орлова), к новым условиям общения и функционированию в новых
группах и коллективах (Л.Л. Коломинский), к семейной жизни (И.В.
Дубровина; Т.М. Афанасьева), к осуществлению нравственного воспитания
профессиональному
(В.А.
к выбору профессии,
Сластёнин),
самоопределению, профессиональной деятельности (Э.А. Фарапонова, Е.М.
к «встрече» с новой ситуацией
Борисова;
Виноградов),
В.И.
профессионального становления (Е.С. Романова) и др.
В социологии и других общественных науках понятие «психологической
готовности» рассматривается в контексте социального перехода индивида или
группы людей из одного социального состояния в другое.
Наличие разнообразных сфер, применительно к которым используется
понятие психологической готовности, свидетельствует о её сложности,
динамичности и многогранности функционирования как психологического
феномена, проявляющегося в наиболее значимые моменты жизни личности в
качестве психологического новообразования.
Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности,
большинство авторов придерживаются мнения, что это особое психическое
состояние. В исследованиях А.Г. Ковалева, А.Ц. Пуни психическое состояние
трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, занимающее
как бы промежуточное место между психическими процессами и свойствами
личности. Н.Д. Левитов различает длительную готовность и временное
состояние готовности, которое может быть названо «предстартовым
состоянием». При этом он выделяет три вида предстартового состояния:
обычную, повышенную и пониженную готовность.
Исследователи считают, что помимо готовности как психического
состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая
характеристика личности, обозначенная понятиями: подготовленность,
длительная или устойчивая готовность. Временная и длительная готовность
находятся в единстве. Временная готовность это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее
действенность. Возникновение готовности как состояния зависит от
долговременной готовности. В свою очередь, временная готовность
определяет продуктивность длительной готовности в данных конкретных
обстоятельствах. Длительная готовность действует постоянно, ее не надо
каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи
заблаговременно сформированной,
предпосылка успешной деятельности.
эта готовность существенная
В самом общем виде длительная готовность представляет собой
структуру, в которую входят:
1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности,
профессии;
2) адекватные требованиям деятельности, профессии, черты характера,
способности, темперамент, мотивации;
3) необходимые знания, навыки, умения;
4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия,
внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.
Длительная готовность это устойчивая система профессионально
важных качеств личности, соответствующая структуре, содержанию и
условиям профессиональной деятельности, обеспечивающая легкость
актуализации и включения в выполнение задачи, пластичность, сочетание
устойчивости и динамизма.
На данном этапе можно сделать вывод, что единого понятия карьерной
готовности в психологических исследованиях не существует, но есть
предпосылки его компонентного анализа. Определены представления о
«готовности», «профессиональной готовности», представления о различных
видах готовности. Описаны некоторые аспекты проявления карьерной
Особенно значимо для нашего исследования понимание
готовности.
карьерной готовности как устойчивого состояния личности. Карьерная готовность как устойчивое состояние личности формируется в процессе
реализации профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная
деятельность и карьерная готовность соотносятся в нашем представлении как
целое часть. Карьерной готовности свойственны цель, мотивация, программа,
качества личности. Это позволяет говорить о структуре и содержании
карьерной готовности.
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Теоретические подходы к проблеме изучения карьерной готовности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.