теории качества подготовки специалистов среднего звена
для выступления на методобъединении
Не останавливаясь на всем спектре проблем, раскроем лишь основные, фундаментальные, без решения которых разработка концепций и теории качества подготовки специалистов среднего звена не представляется возможной.
Первый блок проблем — методологический — касается вопросов содержания и сущности основного понятия «качество среднего профессионального образования». В условиях отсутствия общепринятого определения понятий «качество», «качество среднего профессионального образования» мы исходим из следующих концептуальных положений.
Качество — категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная.
Качество среднего профессионального образования следует рассматривать в соответствии с международными стандартами ИСО — 9000 как совокупность свойств и характеристик, которая обусловливает его способности удовлетворять актуальные и перспективные требования производства, общества и государства в области подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, а также потребности личности в образовании и самореализации.
Качество — это мера соответствия установленным нормам, требованиям. Поскольку нормы и требования изменяются, постольку меняется и содержание понятия «качество СПО». В условиях рыночной экономики у СПО сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся; работодатель (рынок труда с его ситуативными искажающими импульсами); общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент ссуза качественным назовет такое образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Работодатель намерен получить от образования компетентного работника. Государство ждет правопослушного гражданина, а общество заинтересовано в личности, способной к эффективному социальному жизнетворчеству.
Качество подготовки специалистов — динамический процесс, развитие которого происходит под воздействием систематической оценки и самооценки. Основной целью такой оценки и самооценки должна являться не моментная констатация того или иного уровня качества подготовки, а повышение этого уровня за счет целенаправленных и последовательно осуществляемых изменений и преобразований в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, потребностями обслуживаемого им населения.
В связи с этим требуют решения проблемы разработки методологического инструментария выявления, изучения и учета актуальных и перспективных требований всех выделенных потребителей. Обобщенные критерии качества подготовки специалистов среднего звена включают следующие группы: удовлетворенность работодателя (производство); выпускника (личность); социума (общество); высшей школы как потребителя выпускников ссузов (система образования).
Второй блок проблем касается вопросов управления качеством подготовки специалистов. Исходя из требований системного подхода, мы полагаем, что управление качеством подготовки специалистов предполагает разработку целевого, содержательно-процессуального и оценочного компонентов.
Подсистема целей включает определение четких и диагностируемых требований к качеству подготовки специалистов среднего звена на федеральном, региональном, отраслевом и учрежденческом уровнях. Анализ ГОС СПО показал, что основными пробелами в них являются: недиагностичный характер многих требований; перегруженность; отсутствие требований к воспитанности. С нашей точки зрения необходимо выделить в требованиях к уровню образованности и минимуму содержания две группы: диагностируемую часть стандарта, требующую обязательной проверки у всех студентов, и недиагностируемую часть.
Анализ содержательного компонента в контексте качества подготовки показывает, что в стандарте недостаточно четко отражены требования к национально-региональному компоненту. Следствием этого является существенное (в некоторых ссузах примерно в два раза) увеличение количества предметов, включаемых в рабочие учебные планы.
Имеет место неадекватность содержания профессионального образования потребностям времени и студентов. Она проявляется в том, что игнорируется творческий компонент содержания образования, авторы учебников не уделяют должного внимания творческим задачам. Для конструирования содержания не изучаются и не учитываются потребности и интересы студентов. Недооценивается эмоционально-ценностный фактор в человеческой деятельности, который слабо отражен в содержании образования и процессе обучения. Исследования, проведенные в ИСПО РАО (Т.В.Лопухова), позволили выделить следующие критерии качества образовательных стандартов: возможность его освоения как нормы; возможность эффективной реализации в процессе подготовки специалистов; возможность контроля за его реализацией; согласованность с ГОС других уровней образования.
Оценочный компонент ориентирует на выявление соответствия между целеполаганием и результатами образовательного процесса. Это, в свою очередь, требует разработки объективного многоуровневого педагогического инструментария, позволяющего осуществить количественную оценку результатов.
Многоуровневость означает, что оценку соответствия результатов поставленным целям необходимо осуществлять на трех уровнях: проектном, уровне реализации и достигнутом уровне образованности каждого выпускника ссуза. В этой связи особенно актуальна проблема разработки и апробации комплекса критериев, индикаторов и сопряженных с ними методик мониторинга качества подготовки специалистов.
Одно из направлений мониторинговых исследований — квалиметрическое обеспечение как средство адекватной оценки качества подготовки специалистов. Использование традиционных средств диагностики, не ориентированных на норму, предполагает интуитивное оценивание преподавателем в рамках порядковой (пятибалльной) шкалы, которая, как известно, обладает такими недостатками, как субъективность и слабая дифференцирующая способность; кроме того,
арифметические операции с оценками порядковой шкалы по большому счету некорректны, имеют лишь размытые качественные экспертные значения.
Необходимость в квалиметрическом обеспечение
возникает вследствие появления социальной нормы качества образования. Поэтому
основными методами его могут быть приняты педагогическое и
психологическое тестирование, социологические, экспертные методы и т.д.,
поскольку эти методы основаны на процедуре стандартизации, дают возможность
выйти за пределы порядковой и перейти в область интервальное шкалы и даже
шкалы отношений.
Квалиметрическое обеспечение как процесс
включает в себя следующие этапы: выявление критериев и показателей оценки
качества образования; выбор или разработку адекватных методик для
оценки выделенных объектов квалиметрии; реализацию выбранных методик;
обработку результатов оценки к их интерпретацию на основе выбранных критериев;
выработку управляющих воздействий, направленных на повышение качества
образования. Как результат квалиметрическое обеспечение представляет собой
совокупность методик, процедур и оценочных материалов, применяемых для
диагностики состояния выделенных объектов квалиметрии с целью оптимального
управления ее функционированием и развитием.
Объективно назрела потребность компьютеризации диагностики (телетастинг), создания диагностических информационных банков и АСУ на различных уровнях управления педагогическим процессом. Целесообразно усилить диагностическую подготовку и переподготовку педагогов и инженерно-педагогических работников, создавать специализированные и региональные центры разработки и адаптации диагностических методик, собирающие и накапливающие информацию для совершенствования системы управления образованием.
Третий блок проблем касается вопросов ресурсного обеспечения качества подготовки специалистов. Анализ опыта образовательных учреждений, добивающихся стабильно высокого качества подготовки выпускников, показывает, что подобные результаты обеспечиваются благодаря выполнению следующих групп основных условий: мотивированное руководство: кадровые: методические, информационные, материально-технические, нормативно-правовые, финансовые. Исследования ИСПО РАО показали, что наибольшее влияние оказывают первые три группы условий.
Первая группа условий (мотивированное руководство) предполагает, что облик любой школы, ее эффективность определяется прежде всего деятельностью руководителя (принцип «первого лица»), его компетентностью, заинтересованным отношением и реальным участием, поддержкой (в разных формах) инновационных процессов, инновационных идей и предложений. Только тот руководитель добивается успеха, который во главу угла ставит основную цель и результат образовательного учреждения, а именно учащегося, который все остальные условия (материальные, финансовые и др.) рассматривает как предпосылки, факторы для решения главной задачи — подготовки специалиста, отвечающего требованиям заказчика (государства, общества, студента). Много ли в современной средней профессиональной школе директоров, отвечающих этим требованиям? Исследования показывают, что только 10% руководителей относятся к типу «директор-менеджер». Остальные распределяются следующим образом: «директор-педагог» (30%), «директор-завхоз» (45%), «директор-безликий» (15%).
Вторая группа условий (кадровые) касается педагогов. Исследования, проведенные в ИСПО РАО, свидетельствуют, что около 50% преподавателей ссузов не имеют педагогического образования. Низка мотивация педагогической деятельности. Большинство общечеловеческих ценностей вне поля зрения преподавателей, в силу чего нет должного внимания к воспитанию личности. Знание и умение их применять становятся самоцелью обучения, в то время как они выступают средством воспитания разных сфер индивидуальности, предпосылкой развития личности в будущем. Переоценка преподавателями знаний как цели приводит к формализму, зубрежке, к негативным воспитательным последствиям.
Критериями оценки качества деятельности преподавателя в ссузе сегодня выступает его компетентность в сферах профессиональной; педагогической;
социально-экономической; коммуникативной; общекультурной.
Что касается третьей группы условий (методические), то заметим, что успешно развивающиеся учебные заведения не ограничиваются только учебно-методической или организационно-методической работой, а включают как неотъемлемую часть научно-методическую работу. Последнее придает исследовательский характер педагогической деятельности, побуждает педагогов к инновациям в самых различных формах.
Литература
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.