Теории стоимости
В экономической теории помимо трудовой теории стоимости к «затратным» концепциям принадлежит теория затрат производства. Её сторонники рассматривали затраты производства как основу меновой стоимости и цен, считали, что новая стоимость создаётся не только живым, но и осуществлённым трудом. Они исходили из того, что, поскольку величина затрат производства зависит от цен на отдельные её элементы (предметы и средства труда, рабочую силу), то использование затрат как основы ценообразования означает объяснение цен на товары ценами на элементы затрат.
Значительный вклад в развитие теории стоимости внёс французский экономист первой половины ХIХ в. Ж.Б. Сэй (1767 — 1832). Он трактовал формирование стоимости в процессе производства как результат затрат трёх его основных факторов: труда, капитала и земли. Все они принимают равноправное участие в создании стоимости. Каждый из этих факторов создает соответствующую часть стоимости: труд — заработную плату, капитал — процент, а земля — ренту. В ХХ в. осуществилась эволюция теории стоимости. В странах с рыночной экономикой разработке теории стоимости перестали придавать то значение, которое она имела в ХVIII — ХIХ ст. Это связано с тем, что экономисты больше внимания стали уделять цене, которая непосредственно связана с хозяйственным механизмом. Вначале такие исследования велись на микроуровне, а с 30-х годов ХХ в. под влиянием экономической теории Дж. Кейнса, расширились и на макроуровне.
На микроуровне была разработана теория совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции, и образование цены.
В отличие от классической и марксистской теории стоимости, функциональная теория выдвинула на первое место вклад каждого элемента воспроизводственного процесса в производство и благосостояние человека. В 80-х годах ХХ в. широкое распространение получила теория постиндустриального, информационного общества. Она исходит из того, что в высокоразвитых странах мира информационный сектор по темпам роста заметно обгоняет традиционные отрасли. В США, например, в середине 80-х годов в информационном секторе было занято 46,6% экономически активного населения, тогда как в сфере услуг —28,8%, в промышленности —22,5%, сельском хозяйстве — 2,1%. Это свидетельствует о возникновении в современных условиях нового источника стоимости. Он связан с интеллектуальным потенциалом, знаниями работника, а не с его психофизическими усилиями, как в прошлом. В этой связи в границах теории постиндустриального, информационного общества появилась принципиально новая концепция стоимости — информационная. В соответствии с этой теорией решающим фактором создания стоимости выступает интеллектуальный, вооружённый научными знаниями труд.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.