Теория и методика физической культуры.Выполнила: инструктор по физической культуре МКДОУ №13 г.Ефремов Тульская область. Сесикова Людмила.
Направленность и структура процесса обучения в физическом воспитании.
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность обучаемых.
Двигательные умения и навыки как результат обучения: закономерности их формирования
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. В любом действии можно выделить укрупненно три части: ориентировочную, собственно-исполнительную и контрольную.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное умение. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
1) постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях
2) относительная нестандартность параметров и результата действий при его воспроизведении
3) расчленность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действий по времени
Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения
В целом готовность обучаемых к практическому разучиванию двигательного действия характеризуется тремя основными компонентами: 1) состоянием физических качеств,которые необходимы для выполнения действия
2) двигательным опытом
3) личностно-психическимифакторами.
Особенности этапов обучения
Основные задачи:
1) сформировать в первоначальном виде ООД
2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощённой, форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав.
Типичные средства и методы
Из числе методов речевого воздействия преподаватель применяет прежде всего обьяснительный рассказ и инструктирование, с тем чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, дать понятие об основном механизме его техники, виделить ООТ. Практически разучивая собственно исполнительную часть действия, его двигательный состав, на этом этапе обучения во многих случаях пользуются преимущественно методом расчленено- конструктивного упражнения. Если же расчленение действия искажает саму его суть, ведущую роль должен играть метод целостно- конструктивного упражнения.
Определение черты методики
Методическое мастерство преподавателя при формировании ООД в немалой мере определяется тем, насколько он умеет вызвать у обучаемых тесные и точные ассоциации между поставленными двигательными задачами, сообщаемой информацией о действии и имеющимся двигательном опытом, выделить на этой основе первые опорные точки и ввести их в состав ООД.
ЛФК и массаж для детей грудного возраста
Движения у детей грудного возраста формируется на основе безусловных рефлексов, которые по мере образования условных двигательных рефлексов угасают. Грудной возраст- это возраст от 1 мес. до 1 мес. У новорождённых пульс- 120-140 уд./мин, к концу года- 110-120.
Массаж детей до 1 года
Для детей до 1 года применяют массаж, упражнения рефлекторные, пассивные и активные упражнения.
Рефлекторные движения возникают у ребёнка до 3-4 мес. В ответ на раздражение, и это используют для рефлекторных упражнений.
Дети в возрасте от 1,5 до 3 мес.
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врождённые рефлексы. Потому проводят только лёгкое поглажиапние,растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врождённых рефлексов.
Физическое воспитание
Физическое воспитание- это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков,умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деятельности и положительных нравственно- волевых черт личности.
Второй этап (углубленное разучивание действия)
Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершать его формирование в качестве двигательного умения. Типичные частные задачи на данном этапе состоят в том,чтобы:
1) оптимизировать ООД,придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия.
2) усовершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени
3) повысить эффективность самоконтроля
Типичные средства и методы
Соотношение средств и методов разучивания действия на втором этапе существенно изменяется. Поскольку связано с отступлением от формируемой целостной структуры движений. И при условии, если избирательное вычленение их органически связывается с целостным воспроизведением действия. По мере закрепления основного механизма его техники наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения.
Решаемые задачи
На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т.е достигается итоговый целевой результат, намечаемый в пределах относительно завершённого цикла обучения отдельно взятому действию. Из сказанного ранее о закономерностях формирования двигательного навыка должно быть ясно, что реализация перечисленных задач связана с существенными преобразованиями как в ООД. Не менее важно обеспечить становление навыка в единстве с совершенствованием двигательных качеств.
Определяющие черты методики
Преобразование ООД теснейшим образом связано в первую очередь в результате многократного воспроизведения действия методами строго регламентированного упражнения. Приведу следующие примеры.
1) Выполнение заданий по точному предвидению параметров действия.
2) Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия.
3) Выполнение по ходу действия дополнительных так называемых отвлекающих заданий.
Проблема перестройки двигательного навыка
Навыки, сформированные в результате обучения, в дальнейшем претерпевают различного рода изменения, характер которых зависит в первую очередь от достигнутой степени закреплённости, прочности навыков. Необходимость перестройки сформированного двигательного навыка может возникать по нескольким причинам. Во- первых, благодаря постоянно происходящему в науке и практике физического воспитания. Во- вторых, может потребоваться использовать сформированный навык в сочетании с другими навыками и умениями. В- третьих, по мере расширения функциональных возможностей организма в процессе физического воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.