Теория к заданию 5- ЕГЭ. Русский язык- 2026

  • pptx
  • 18.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕОРИЯ к 5 заданию.pptx

ТЕОРИЯ к 5 заданию

ЕГЭ- 2026

Алгоритм решения

1. Внимательно прочитайте варианты ответов. 2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой. 3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов). 4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями на ФИПИ 5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение. 6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление. 7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:
1) Корневые
2) Суффиксальные
3) Приставочные

Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.

Прилагательные ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ  ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ  ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ  ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ  ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ  МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ  ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ  ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ  РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ  ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ ДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ   ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН  - значение пригодности КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ
Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ  БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, НН ВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ  КОНСКИЙ – КОННЫЙ ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ   Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ  НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ 

ЧН – ОВ, Н, ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ   ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ   ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ ОСТ – Н ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ ЦЕЛОСТНЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛЫЙ Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ ЯН КОСТЯНОЙ - КОСТНЫЙ ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙОтглагольные прилагательные и причастия   МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ  КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ    ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ Л БЫЛОЙ – БЫВШИЙ ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительные

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ.  НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА Суффикс АНТ ДИКТАНТ - ДИКТАТ ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ Существительные на ОСТЬ Суффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость). НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕ ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

Значения суффиксов  ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ

Суффикс ИЧЕСК при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия  ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический  Суффикс -ЕСК- в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом ◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий  В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный); Суффикс -СК- обозначает принадлежность. Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:  1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);  2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);  3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый) Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый). Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый). Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый). Суффикс -ЕВ- 1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]); 2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый). Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением: 1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный); 2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый) Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА: лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.); лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.); лицо - объект действия (арестант); лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.); лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.); лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.); лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.). Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

Корневые паронимы

СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Приставочные паронимы

ВДОХ – ВЗДОХ ВЫБИРАТЬ - ИЗБИРАЯ  ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ;   ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ НАДЕТЬ — ОДЕТЬ НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ  ОБРЫВОК – ОТРЫВОК ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ ОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ) ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ) ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ  ОКЛИК – ОТКЛИК ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов: Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);  б) доведение действия до нужного предела (вылечить);  в) доведение действия до естественного предела (вырасти);  г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);  д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять). Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);  б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);  в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);  г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);  д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);  е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);  ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Приставка ЗА- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный). 2. Глаголов и обозначает:  а) начало действия (заблестеть, заговорить);  б) достижение результата действия, состояния (завоевать);  в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);  г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);  д) направленность внутрь (закатить);  е) попутное действие (зайти, занести);  ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);  з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);  и) ограничение пространства чем-либо (завязать). 3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);  б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);  в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);  г) уменьшение количества чего-либо (ушить);  д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);  е) доведение действия до нужного предела (упаковать);  ж) доведение действия до естественного предела (увидеть). Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании: 1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый). 2. Глаголов и обозначает:  а) раздробление, разделение на части (разорвать);   б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);  в) распространение действия в разные стороны (разбросать);  г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании: 1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет). 2. Глаголов и обозначает:  а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);  б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);  в) совершение действия вновь (переделать, перешить);  г) распространение действия на ряд предметов (переложить);  д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);  е) доведение действия до излишнего предела (перекормить) Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании: 1. Глаголов со значением:  а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);  б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и обозначает:  а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);  б) частичное проявление признака (оттепель). 2. Глаголов и обозначает:  а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);  б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);  в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);  г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить). Приставка НА- употребляется при образовании: 1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный). 2. Глаголов и обозначает:  а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);  б) направленность внутрь (налить);   в) действие в большом количестве (наварить);  г) доведение действия до естественного предела (намусорить);  д) доведение действия до нужного предела (написать). 3. Наречий со значением:  а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);  б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании: 1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный). 2. Глаголов со значением:  а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);  б) совершения недостающего действия (доплатить);  в) совершения  действия дополнительно (догрузить) Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:  а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);  б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);  в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);  г) начало действия (воссиять, возликовать). Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании 1. Глаголов со значением:  а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);  б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании: 1. Глаголов и обозначает:  а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);  б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);  в) доведение действия до нужного предела (изготовить);  г) доведение действия до излишнего предела (износить);  д) доведение действия до естественного предела (измучить);  е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);  ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать). 2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса). Приставка С- (СО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:  а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);  б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает:  а) движение сверху вниз (сбросить);  б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);  в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);  г) воспроизведение чего-либо (срисовать);  д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);  е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);  ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);  з) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).