Алгоритм решения
1. Внимательно прочитайте варианты ответов.2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов).4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями на ФИПИ5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима
При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:
1) Корневые
2) Суффиксальные
3) Приставочные
Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.
ПрилагательныеИЧЕСК (ЕСК)-ЧНАРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙРОМАНТИЧЕСКИЙ - РОМАНТИЧНЫЙСЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ
Чередования суффиксов (2 и более)ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙДЕЛЯЧЕСКИЙ - ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙУНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ - ДЛИННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙБЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙПОКУПАТЕЛЬНЫЙ - ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ - ПОКУПНОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ – ДЕЙСТВУЮЩИЙПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
АБЕЛЬН - значение пригодностиКОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ
Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬРАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВОЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИКСТВЕНН – Н/СК/ЮЩБЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙБЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ
ЕСК(СК) – Н, ННВРАЖЕСКИЙ - ВРАЖДЕБНЫЙЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ КОНСКИЙ – КОННЫЙПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙСОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙИСТБОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙКАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВНДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙУДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙНЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ
ЧН – ОВ, Н,ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙОСТ – НЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙЦЕЛОСТНЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛЫЙОбразовано при помощи суффиксов ОТ+НВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙЯНКОСТЯНОЙ - КОСТНЫЙЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙОтглагольные прилагательные и причастия МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙСКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙЛБЫЛОЙ – БЫВШИЙЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ
Паронимы-существительные
АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. НЕВЕЖА - НЕВЕЖДАСуффикс АНТДИКТАНТ - ДИКТАТДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТСуществительные на ОСТЬСуффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).НАЛИЧНОСТЬ - НАЛИЧИЕВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДАГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМСОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ - СОПРОТИВЛЕНИЕЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ
Значения суффиксов ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ
Суффикс ИЧЕСКпри добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический Суффикс -ЕСК-в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.
Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);Суффикс -СК- обозначает принадлежность.Суффикс -ИСТ- образует прилагательные со значением: 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый); 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый); 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).
Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).Суффикс -ЕВ-1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).Суффикс -Н- (-ШН) образует прилагательные со значением:1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).
Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);лицо - объект действия (арестант);лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант
Приставочные паронимы
ВДОХ – ВЗДОХВЫБИРАТЬ - ИЗБИРАЯ ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧАВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТАВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ; ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬНАДЕТЬ — ОДЕТЬНАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ ОБРЫВОК – ОТРЫВОКОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬОГРАНИЧИТЬ - ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) - РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ ОКЛИК – ОТКЛИКПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ
Значения приставок ВЫ, О, ОБ, ЗА, У, РАЗ, ПЕРЕ, В, ОТ, НА, ДО, ВОЗ, ИЗ, С
Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть); б) доведение действия до нужного предела (вылечить); в) доведение действия до естественного предела (вырасти); г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать); д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь); б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать); в) произведение действия до нужного предела (обыскать); г) доведение действия до излишнего предела (обкормить); д) доведение действия до естественного предела (обеднеть); е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить); ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).2. Глаголов и обозначает: а) начало действия (заблестеть, заговорить); б) достижение результата действия, состояния (завоевать); в) чрезмерность действия (замучить, заморозить); г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести); д) направленность внутрь (закатить); е) попутное действие (зайти, занести); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять); з) совершение действия заранее (засолить, заготовить); и) ограничение пространства чем-либо (завязать).3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать); б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить); в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь); г) уменьшение количества чего-либо (ушить); д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить); е) доведение действия до нужного предела (упаковать); ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).2. Глаголов и обозначает: а) раздробление, разделение на части (разорвать); б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить); в) распространение действия в разные стороны (разбросать); г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть); б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача); в) совершение действия вновь (переделать, перешить); г) распространение действия на ряд предметов (переложить); д) доведение действия до нужного предела (перезимовать); е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть).2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:1. Существительных и обозначает: а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок); б) частичное проявление признака (оттепель).2. Глаголов и обозначает: а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть); б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить); в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести); г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).Приставка НА- употребляется при образовании:1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия на поверхность извне (наклеить); б) направленность внутрь (налить); в) действие в большом количестве (наварить); г) доведение действия до естественного предела (намусорить); д) доведение действия до нужного предела (написать).3. Наречий со значением: а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко); б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка ДО- употребляется при образовании:1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).2. Глаголов со значением: а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить); б) совершения недостающего действия (доплатить); в) совершения действия дополнительно (догрузить)Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить); б) совершение действия вновь, заново (воссоздать); в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать); г) начало действия (воссиять, возликовать).Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть).2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:1. Глаголов и обозначает: а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь); б) распространение движения по всем направлениям (изъездить); в) доведение действия до нужного предела (изготовить); г) доведение действия до излишнего предела (износить); д) доведение действия до естественного предела (измучить); е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:1. Существительных и прилагательных и обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).2. Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить); е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать); ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть); з) доведение действия до нужного предела (сыграть).3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.