ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 19.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по МПРЯ
Иконка файла материала лекц.7 МПРЯ.ppt

ЛЕКЦИЯ 7 ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.

План лекции

Роль учебника по предмету
Функции учебника: познавательная, систематизирующая,развивающая,воспи-тательная.
Способы: дедукция (способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция.
Упражнения по русскому языку и их виды.


Учебник по предмету - традиционное средство. Он выполняют важную роль как главная книга ученика, так же методическое руководство к деятельности для учителя.  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету.  Цель пользования для ученика: получение необходимой информации для приобретения комплекса умений и навыков Для учителя: источник методической системы, который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала - чему и как учить. 

В учебнике употереблены объем и система содержания предмета, в нем содержатся сведения по разделам языка: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование, синтаксис и пунктуация, орфография, стилистика и культура речи + общие сведения о языке, задания и упражнения для самостоятельной работы, вопросы для повторения. Так же в приложениях имеются памятки, словари (пиши правильно! говори правильно! толковый и орфографические словари), схемы языкового разбора.  "Нужна не только наука, но и педагогика метода": чему и как учить. 

Каждый авторских коллектив применяет собственную логику изложения, которая базируется на концептуальных положениях авторской программы. Но обязательным требованием является наличие 2 составляющих: теоретическая часть(определения программных понятий, правил по русскому языку, раскрывается их существенные признаки), практическая (упражнения, задания для тренировки умений, навыков). 

Функции учебника:
Познавательная: формирование новых понятий и знаний.  Систематизирующая: материал представлен в системе, усвоение по системе - от простого к сложному.  Развивающая: в процессе выполнения различных упражнений, заданий, которые помогают формировать у школьников логическое мышление, правописные и речевые навыки.
Воспитательная: через специально под обратные тексты воспитывается уважение и любовь к родному языку, патриотизм,уважение к старшим.

Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция(способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция. Выбор способа подачи материала зависит от его сложности, от способности школьников воспринимать и анализировать этот материал, проводить наблюдения, делать выводы.  

Понятия предоставляются в виде понятий и терминов(могут состоять из одного слова или словосочетаний), определение/дефиниция(форма раскрытия соответствующих понятий+могут быть описательными). Иллюстративный материал, который представлен в виде рисунков, схем, таблиц, цветных вклеек (на этапе введение новых знаний, теоретических сведений, также в качестве дополнительной информации, имеет разъяснительный характер, также для закрепления и обобщения). Использование наглядного метода активизирует внимание.  

Упражнения по русскому языку и их виды.  Упражнение  - вид учебной деятельности учащегося, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения знаний в различных связях и условиях ; дидактический материал, специально подобранный и планомерно организованный с целью усовершенствования умений и навыков школьника.  
Классификация:  1. По Л. П. Федоренко: Рецептивные(основа - восприятие):"прочитайте", "найдите"; Репродуктивные(основа - воспроизведение); Продуктивные(основа - создание):"подберите", "запишите".

2. По Добрословскому (развитие мышления) Аналитические (анализ единиц языка, выделение из целого какой-то части по заданным признакам); Синтетических (соединение нескольких элементов, фактов в единое целое): конструируют, составляют; Аналитико-синтетические (характеристика отдельных признаков, составление единиц разных языковых уровней). 3. По Г. Приступу  по критериям:   Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся( аналитической и тд) а) От времени выполнения б) От последовательности (связано с усвоением языкового материала): 1. Пропедевтические(подготовка к восприятию нового материала, акцент на изучаемую единицу);2. Иллюстративные (наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов, которые разбираются на уроке);3. Закрепительные (закрепление теоретических сведений): постоянное воспроизведение существенных признаков изучаемого материала. 4. Повторительно-обобщающие (повторение, обобщение+формирование умения у ученика найти необходимый материал из известного, строить свои знания по данному вопросу в систему знаний).  5. Творческие (найти и охарактеризовать явление, уметь составлять собственный продукт и использовать изученное явление языка в самостоятельной рече-творческой деятельности (в устной и письменной форме). 

4. По Рахманову: По назначению: языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные(изучает весь комплекс предметов, коммуникативные и подготовительные.  По характеру явления: упражнения в диалогической и монологической речи По способу выполнения: устные и письменные .


Вопросы:
Какова роль учебника по предмету?
Какие знаете функции учебника?
Как классифицируют упражнения по русскому языку разные методисты?