ЛЕКЦИЯ 7ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕР.
План лекции
Роль учебника по предмету
Функции учебника: познавательная, систематизирующая,развивающая,воспи-тательная.
Способы: дедукция (способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция.
Упражнения по русскому языку и их виды.
Учебник по предмету - традиционное средство. Он выполняют важную роль как главная книга ученика, так же методическое руководство к деятельности для учителя. В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель пользования для ученика: получение необходимой информации для приобретения комплекса умений и навыковДля учителя: источник методической системы, который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала - чему и как учить.
В учебнике употереблены объем и система содержания предмета, в нем содержатся сведения по разделам языка: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, фразеология, морфемика и словообразование, синтаксис и пунктуация, орфография, стилистика и культура речи + общие сведения о языке, задания и упражнения для самостоятельной работы, вопросы для повторения. Так же в приложениях имеются памятки, словари (пиши правильно! говори правильно! толковый и орфографические словари), схемы языкового разбора. "Нужна не только наука, но и педагогика метода": чему и как учить.
Каждый авторских коллектив применяет собственную логику изложения, которая базируется на концептуальных положениях авторской программы. Но обязательным требованием является наличие 2 составляющих: теоретическая часть(определения программных понятий, правил по русскому языку, раскрывается их существенные признаки), практическая (упражнения, задания для тренировки умений, навыков).
Функции учебника:
Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция(способ мышления, основой является путь от общего вывода к выявлению частных закономерностей, грамматических категорий, частного правила) и индукция.Выбор способа подачи материала зависит от его сложности, от способности школьников воспринимать и анализировать этот материал, проводить наблюдения, делать выводы.
Понятия предоставляются в виде понятий и терминов(могут состоять из одного слова или словосочетаний), определение/дефиниция(форма раскрытия соответствующих понятий+могут быть описательными).Иллюстративный материал, который представлен в виде рисунков, схем, таблиц, цветных вклеек (на этапе введение новых знаний, теоретических сведений, также в качестве дополнительной информации, имеет разъяснительный характер, также для закрепления и обобщения). Использование наглядного метода активизирует внимание.
Упражнения по русскому языку и их виды. Упражнение - вид учебной деятельности учащегося, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения знаний в различных связях и условиях ; дидактический материал, специально подобранный и планомерно организованный с целью усовершенствования умений и навыков школьника.
Классификация: 1. По Л. П. Федоренко:Рецептивные(основа - восприятие):"прочитайте", "найдите";Репродуктивные(основа - воспроизведение);Продуктивные(основа - создание):"подберите", "запишите".
2. По Добрословскому (развитие мышления)Аналитические (анализ единиц языка, выделение из целого какой-то части по заданным признакам);Синтетических (соединение нескольких элементов, фактов в единое целое): конструируют, составляют;Аналитико-синтетические (характеристика отдельных признаков, составление единиц разных языковых уровней).3. По Г. Приступу по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся( аналитической и тд)а) От времени выполненияб) От последовательности (связано с усвоением языкового материала): 1. Пропедевтические(подготовка к восприятию нового материала, акцент на изучаемую единицу);2. Иллюстративные (наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов, которые разбираются на уроке);3. Закрепительные (закрепление теоретических сведений): постоянное воспроизведение существенных признаков изучаемого материала. 4. Повторительно-обобщающие (повторение, обобщение+формирование умения у ученика найти необходимый материал из известного, строить свои знания по данному вопросу в систему знаний). 5. Творческие (найти и охарактеризовать явление, уметь составлять собственный продукт и использовать изученное явление языка в самостоятельной рече-творческой деятельности (в устной и письменной форме).
4. По Рахманову:По назначению: языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные(изучает весь комплекс предметов, коммуникативные и подготовительные. По характеру явления: упражнения в диалогической и монологической речиПо способу выполнения: устные и письменные .
Вопросы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.