КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 5
ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Основные теории и классификации потребностей человека.
2. Теория потребностей А.Х. Маслоу.
3. Теория потребностей по В. Хендерсон.
1.Основные теории и классификации потребностей человека.
Потребность – это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.docx
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 5
ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Основные теории и классификации потребностей человека.
2. Теория потребностей А.Х. Маслоу.
3. Теория потребностей по В. Хендерсон.
1.Основные теории и классификации потребностей человека.
Потребность – это состояние, вызванное необходимостью в определенных
условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование
потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения
к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений.
Человек только чувствует, что ему чегото недостает или испытывает состояние
напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме
мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее поведение.
Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит
чеголибо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом
деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности.
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1 й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду),
для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя.
Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги;
2 й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства,
антиквариат).
Быть — большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ
человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым,
могущественным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью
(профессиональные успехи, воспитание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным.
Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок
говорит: «Вот вырасту и ...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность
4 достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей
человека.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году
американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил
исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из
теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по
иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей
самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде
пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические
потребности — основа жизнедеятельности.
1 й уровень физиологические потребности — обеспечивают выживание
человека: дышать, есть, пить, выделять, спать, отдыхать.
2 й уровень потребности безопасности и защищенности — забота о поддержании
жизненного уровня, стремление к материальной надежности (дом, одежда), быть
чистым, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру тела,
избегать опасности, болезней, стрессов, двигаться.
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей
первых двух уровней.
3 й уровень — социальные потребности — поиск своего места в жизни — семья,
друзья, любовь, одобрение, общение. Это потребности большинства людей, человек
не может «жить в пустыне».
4 й уровень — потребности в уважении окружающих – уважение, престиж,
социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование
людей.
5й уровень — вершина пирамиды — потребности самовыражения,
самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных
возможностей человека.
Потребности играть, учиться, работать.
Самоактуализация (от лат. actualis "подлинный", "настоящий") стремление
человека к наиболее полному проявлению и развитию существующих в нем
положительных качеств, возможностей и талантов.
А. Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие
потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет
на протяжении всей жизни. Возможность удовлетворять свои потребности у людей
различна ,и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда,
знания, умения, желания и способности самого человека. Чем выше уровень
развития общества, тем выше уровень потребностей. Приоритетно уважение
окружающих, самоактуализация и достижение успеха.
Теория А. Маслоу определяет сестринское дело с точки зрения потребностей
пациента. Работа медицинской сестры направлена на удовлетворение потребностей
пациента.
Модель В. Хендерсон.
Вирджиния Хендерсон в 1921г окончила армейскую школу медсестер в
Вашингтоне. Затем она окончила Педагогический Колледж при Колумбийском
4 университете со степенью магистра в области сестринского образования и занялась
педагогической деятельностью вплоть до 1948г. Модель В. Хендерсон
предложенная ей в США в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., основывалась на
теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих
потребностей. В отличие от А. Маслоу модель В. Хендерсон отвергает иерархию
потребностей и большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на
физиологических, в меньшей на психологических и социальных потребностях,
которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Основной
задачей медицинской сестры , является помощь в скорейшем восстановлении
независимости пациента посредством удовлетворения его фундаментальных
потребностей .Одно из непременных условий этой модели участие самого
пациента в планировании и осуществлении ухода.
В.Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни человека:
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая
соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении
этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства,
старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить
эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку,
больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его
здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из
жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него
силы, желания или знания... ». Медицинская сестра вместе с пациентом
устанавливает,какие из 14 потребностей следует удовлетворять в первую очередь.
Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его
потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет
возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит
реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна
установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по
палате и т.д.) , а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства. В.
Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные
4 потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального
состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может
плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может
испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее
ему в этом оказывал помощь его умерший родственник.
Медицинская сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он
не в состоянии этого сделать. Теория Хендерсон утверждает, что во все времена
сестринский уход должен быть направлен на скорейшее выздоровление и
восстановление независимости человека. А для неизлечимо больных создание
условий достойного ухода из жизни. Сестринский уход должен быть связан и с
лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для
осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов
семьи пациента. По данной модели можно окончательно оценить результат и
качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в
отношении которых было предпринято сестринское вмешательство. Роль
медсестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра это
самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку
она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы
чувствовать себя достаточно независимо, с другой это помощник врача,
выполняющий его назначения. Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки
других теорий (моделей) сестринского дела. Учитывая особенности российского
здравоохранения С.А.Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь
по 10 фундаментальным потребностям человека:
1)нормальное дыхание;
2)адекватное питье и питание;
3)физиологические отправления;
4)движение;
5)сон;
6)личная гигиена и смена одежды;
7)поддержание нормальной температуры тела;
8)поддержание безопасности окружающей среды;
9)общение;
10)труд и отдых.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение понятию: потребность, самоактуализация.
2. Перечислите характеристики основных потребностей человека согласно модели
В.Хендерсен.
3. Перечислите 10 фундаментальных потребностей человека по С.А.Мухиной и И.И.
Тарновской.
4. Пирамида потребностей А.Маслоу.
5. Самостоятельно познакомьтесь с теорией Д. Орем .
4 4
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.