«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Оценка 4.6

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

Оценка 4.6
Лекции
docx
труд
Взрослым
30.01.2019
«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 5 ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ» ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Основные теории и классификации потребностей человека. 2. Теория потребностей А.Х. Маслоу. 3. Теория потребностей по В. Хендерсон. 1.Основные теории и классификации потребностей человека. Потребность – это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека. Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры. Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.docx
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ  № 5 ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ» ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Основные теории и классификации потребностей человека. 2. Теория потребностей А.Х. Маслоу. 3. Теория потребностей по В. Хендерсон.      1.Основные теории и классификации потребностей человека. Потребность – это состояние, вызванное необходимостью в определенных  условиях жизни и развития человека. Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование  потребностей происходит в процессе  воспитания и самовоспитания — приобщения  к миру человеческой культуры. Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений.  Человек только чувствует, что ему чего­то недостает или испытывает состояние  напряженности и беспокойства. Осознание потребностей проявляется в форме  мотивов поведения. Потребности определяют личность и направляют ее поведение. Потребность — осознаваемый психологический или физиологический дефицит  чего­либо, отражаемый в восприятии человека. Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом  деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Иметь — проявление потребности на двух уровнях: 1­ й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду),  для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя.  Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги; 2­ й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства,  антиквариат). Быть — большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ  человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым,  могущественным). Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью  (профессиональные успехи, воспитание детей). Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным. Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок  говорит: «Вот вырасту и ...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность  4 достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей  человека. Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году  американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил  исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из  теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по  иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей  самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде  пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические  потребности — основа жизнедеятельности. 1 ­й уровень ­ физиологические потребности — обеспечивают выживание  человека: дышать, есть, пить, выделять, спать, отдыхать. 2­ й уровень ­ потребности безопасности и защищенности — забота о поддержании  жизненного уровня, стремление к материальной надежности (дом, одежда), быть  чистым, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру тела, избегать опасности, болезней, стрессов, двигаться. Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей  первых двух уровней. 3­ й уровень — социальные потребности — поиск своего места в жизни — семья,  друзья, любовь, одобрение, общение. Это потребности большинства людей, человек  не может «жить в пустыне». 4­ й уровень — потребности в уважении окружающих – уважение, престиж,  социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование  людей. 5­й уровень — вершина пирамиды — потребности самовыражения,  самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных  возможностей человека. Потребности играть, учиться, работать. Самоактуализация (от лат. actualis ­ "подлинный", "настоящий") ­ стремление  человека к наиболее полному проявлению и развитию существующих в нем  положительных качеств, возможностей и талантов. А. Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие  потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Возможность удовлетворять свои потребности у людей  различна ,и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда,  знания, умения, желания и способности самого человека. Чем выше уровень  развития общества, тем выше уровень потребностей. Приоритетно уважение  окружающих, самоактуализация и достижение успеха. Теория А. Маслоу определяет сестринское дело с точки зрения потребностей  пациента. Работа медицинской сестры направлена на удовлетворение потребностей  пациента. Модель В. Хендерсон.  Вирджиния Хендерсон  в 1921г окончила армейскую школу медсестер в  Вашингтоне. Затем она окончила Педагогический Колледж при Колумбийском  4 университете со степенью магистра в области сестринского образования и занялась  педагогической деятельностью вплоть до 1948г. Модель В. Хендерсон   предложенная ей в США  в 1960 г., а затем дополненная  в 1968 г.,  основывалась на  теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих  потребностей. В отличие от  А. Маслоу модель В. Хендерсон отвергает иерархию  потребностей и большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на  физиологических, в меньшей ­ на психологических и социальных потребностях,  которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу.  Основной  задачей медицинской сестры , является помощь в скорейшем восстановлении  независимости пациента посредством удовлетворения его фундаментальных  потребностей .Одно из непременных условий этой модели ­ участие самого  пациента в планировании и осуществлении ухода.  В.Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни человека: 1. Нормально дышать. 2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять продукты жизнедеятельности. 4. Двигаться и поддерживать нужное положение. 5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая  соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей. 10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12. Заниматься любимой работой. 13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении  этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства,  старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить  эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку,  больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его  здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из  жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него  силы, желания или знания... ».  Медицинская сестра вместе с пациентом  устанавливает,какие из 14 потребностей следует удовлетворять в первую очередь.  Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его  потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет  возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит  реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна  установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по  палате и т.д.) , а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства. В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные  4 потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального  состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может  плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может  испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник.  Медицинская   сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать.  Теория Хендерсон  утверждает, что во все времена  сестринский уход должен быть направлен на скорейшее выздоровление и  восстановление независимости человека. А для неизлечимо больных ­ создание  условий достойного ухода из жизни. Сестринский уход должен быть связан и с  лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для  осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов  семьи пациента. По данной модели можно окончательно оценить результат и  качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство. Роль  медсестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра ­ это  самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку  она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы  чувствовать себя достаточно независимо, с другой ­ это помощник врача,  выполняющий его назначения. Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки  других теорий (моделей) сестринского дела. Учитывая особенности российского  здравоохранения С.А.Мухина и  И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь  по 10 фундаментальным  потребностям человека: 1)нормальное дыхание; 2)адекватное питье и питание; 3)физиологические отправления; 4)движение; 5)сон; 6)личная гигиена и смена одежды; 7)поддержание нормальной температуры тела; 8)поддержание безопасности окружающей среды; 9)общение; 10)труд и отдых. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Дайте определение понятию: потребность, самоактуализация. 2. Перечислите характеристики основных потребностей человека согласно модели  В.Хендерсен. 3. Перечислите 10 фундаментальных  потребностей человека по С.А.Мухиной и  И.И.  Тарновской. 4. Пирамида потребностей А.Маслоу. 5. Самостоятельно познакомьтесь с теорией  Д. Орем . 4 4

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019