Тест (для психологов)

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 37.doc

Опросник «Кто Я».

Опросник «Кто Я» разработан представителями интеракционистской ориентации М.Куном и Т.Макпартлендом. Данный опросник используется для выявления роли гендерных характеристик  в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Подчёркивается необходимость записывать ответы как можно быстрее. Вопрос «кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть с социальным статусом и теми чертами, которые по его мнению, связываются с ним. Требование теста дать двадцать высказываний, связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и мгногоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек более рефлексивный даёт в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Принято считать, что те характеристики самого се6я, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Является нестандартизированным самоотчётом. Теоретическое основание - теоретическое представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп.

Шкалы – объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания.

Процедура обработки – контент-анализ по ряду категорий:

1)      социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии)

2)      идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям)

3)      интересам и увлечениям

4)      стремлениям и целям

5)      самооценке

Количество вопросов (заданий) – в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос «Кто я?» и проводится контент-анализ.

 

обработка и обсуждение результатов.

Данные теста «Кто я?» обрабатываются с использованием метода контент-анализа. Предлагается выделить следующие категории:

       Семейные и межличностные роли (к этой категории были отнесены варианты ответов типа: я - мать, жена, сын, муж, подруга и др.)

       Профессиональные роли (я будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь);

       Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

 

Эти три категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.

Следующие три категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:

       Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);

       Маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный);

       Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности (я – весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина / женщина, юноша / девушка), и определяется порядок её упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).

После обработки результатов студентам предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.

Результаты обработки опросника «Кто Я».

 

Семейные роли

Профессиональные роли

Другие социальные роли

Феминные характеристики

Маскулинные характеристики

Нейтральные характеристики.

Количественные значения

 

 

 

 

 

 

 

Анализ и обсуждение результатов проводится в соответствии с предложенным выше планом. Теоретические знания, которые могут органично включаться в процесс интерпретации результатов, - это теория гендерной схемы С.Бэм и информация о гендерных стереотипах.

Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-феминности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботоливы и нежны. Соответсвтие стереотипам о ролевых предназначениях мужчины и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессионалным успехам, а женщин – по наличию семьи  и детей.

Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первы трёх ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого человека полотипизированной Я-концепции. Полотипизированный человек – это тот, чьё самоопредление и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.

Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристиски» имеют большое число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана. Спектр интерпретаций данного опросника может быть расширен.