Вариант 1
1. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны. 1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция 4) горизонтальная 5)нисходящая 6) межпоколенная 2. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) нуклеарная 2) партнёрская 3)традиционная 4) многопоколенная 5) демократическая 6) моногамная 3. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». 2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад. 3) В. получил на заводе премию за своё изобретение. 4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук. 5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты. 6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание. 4. Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой. Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи. 5. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером. 6. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности; − одно предложение, о видах социальной мобильности. 7. Какой признак отличает семью от других малых групп? 1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность 8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе. Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется 1) личный авторитет 2) этническая принадлежность человека 3) престиж семьи 4) социальный статус личности |
Вариант 2
1. Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу. 2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно. 3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы. 4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз. 5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики. 2. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании. 1) демократическая 2) патриархальная 3) партнерская 4) нуклеарная 5)моногамная 3. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных негативные санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке. 2) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами. 3) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности. 4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков. 5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса. 6) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора. 4. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности. 5. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи 6. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля; − одно предложение, о видах социального контроля. 7. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье 1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской 8. Верны ли следующие суждения об этносах? А. Племена, народности, нации — это виды этносов. Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку? 1) священнослужители 2) женщины 3) мусульмане 4) европейцы
|
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход. Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды). Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций. Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы. Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение дает автор богатству? Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
3. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
4. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции. |
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как автор определяет социальный статус человека? Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
3. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
4. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.