ПОЗНАНИЕ. 10 класс
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Знания, теории, легенды, мифы, гипотезы.
2. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
1. чувственное
2. рациональное (логическое)
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания,
объект познания, рациональное познание.
4. Выберите верные суждения о чувственном познании.
1. формой чувственного познания является представление;
2. одной из форм чувственного познания является восприятие;
3. чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете;
4. чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения;
5. исходным элементом чувственного познания является ощущение.
5. Выберите верные суждения о рациональном познании.
1. рациональное познание присуще только человеку;
2. одной из форм рационального познания является представление;
3. рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете;
4. рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине;
5. исходным элементом рационального познания является понятие.
6. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности.
1. выбрал учебные пособия для подготовки;
2. сильно волновался в ночь перед экзаменом;
3. забыл прийти на предэкзаменационную консультацию;
4. подготовил краткие конспекты по основным вопросам;
5. с одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа;
6. чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается.
В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».
1) ощущение |
2) рациональное познание |
3) представление |
4) суждение |
5) память |
6) чувственное познание |
7) воображение |
8) восприятие |
9) эмпирическое познание |
8. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. критерием истины может быть её признание авторитетными лицами;
2. критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки;
3. истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства;
4. истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений;
5. абсолютной истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
9. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки
Б) неполное, изменяемое знание о предмете
В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта
Г) достоверность знания
Д) объективность
ВИДЫ ИСТИНЫ
1. и абсолютная, и относительная истина
2. только относительная истина
10. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) логическая обоснованность
Б) доказательность
B) опора на верования
Г) проверяемость
Д) эмоциональная окрашенность
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
1. мифологическое
2. научное
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания:
1. теория;
2. наблюдение;
3. эксперимент;
4. проблема;
5. классификация;
6. систематизация.
12. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. эмпирический
2. теоретический
13. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях истины;
− одно предложение, виды истин.
Ответ
1 знания
2. 112122
3. познавательная деятельность
4.125
5.15
6.145
7. 618324
8.234
9. 22111
10. 22121
11. 14
12. 11122
13. - в истории философии существовали разные подходы к определению важнейшего критерия истины: так одни главным критерием считали разум, другие опыт, третьи практику.
- философы выделяют относительную (неполное знание о предмете, соответствующее определенному уровню развития общества) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.