Кэтрин Тэйлор "Психологические тесты и упражнения для детей"
Этот тест можно
проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для
выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек
сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.
Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет
стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет
реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот,
эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать
ответ.
Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими
эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но
тем не менее присутствуют в нем.
Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не
требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется
проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.
Несколько
советов
Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен
почувствовать, что тест — это некая игра, похожая на многие другие. Вам также
следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы
замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте
выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать
его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к
другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая
сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в
другой раз. Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие,
рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий
момент. Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько
быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов.
Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите
внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от
обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного,
нетипичного для вашего ребенка. Согласно Дюсс, такие реакции ребенка и
особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить
рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и
поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее
покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на
вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку
с начала, — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено —
сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет
учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения
полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит
спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.
Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая
или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и
те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории
могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением.
Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у
него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие
воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического
здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера.
Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если
ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы,
вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком
психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда
признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной
угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве. Данный
тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый
взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными
результатами, не следует считать себя непогрешимыми. Следует помнить, что
достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и
другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе
непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении
других тестов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.