Тест для проверки знаний по теме "История филологии" рассчитан на углубленный уровень подготовки учащихся. Содержит вопросы по истории филологии и относительно места филологии среди других наук. тест можно использовать в рамках факультативов для проверки уровня усвоения материала учащимися по русскому языку.
Тест
1. Выберите верный ответ:
Объекты гуманитарного знания
А) определяются внутренним миром человека и отражают его
Б) формируют внутренний мир человека
В) никак не связаны с внутренним миром человека
Г) являются полной противоположностью внутреннего мира человека
2. Выберите верный ответ:
Какое из направлений не входит в направления значений статуса
филологии?
А) филология – это наука
Б) филология – это название группы дисциплин
В) филология – это искусство
Г) филология – это область знания
3. Выберите верный ответ:
Понимание целей и задач филологии
А) делится в зависимости от специализации филологов
Б) едино и всегда четко определено
В) субъективно (каждый вправе понимать так, как считает нужным)
Г) не изучено
4. Выберите верный ответ:
В основе понимания лежит… высказывания. Именно … является
эквивалентом понимания
А) идея
Б) содержание
В) смысл
Г) правильность
5. Выберите верный ответ:
Основная задача филологии –
А) определение замысла автора
Б) установление связей в тексте
В) выявление хронологии высказывания
Г) постижение глубинных смыслов знаков
6. Выберите верный ответ:
В основе понимания лежит
А) установление ложности высказыванияБ) установление истинности высказывания
В) установление смысла высказывания
Г) установление хронологии высказывания
7. Выберите верный ответ:
Главный предмет филологии
А) текст и его смысл
Б) изменения в языке
В) внутренний мир автора
Г) связи в тексте
8. Выберите верные ответы:
Филология изучает
А) язык
Б) культуру
В) литературу
Г) мышление
9. Выберите верные ответы:
Какие направления филологии были выделены учеными в конце 19
в.?
А) наука о языке и литературе народа
Б) наука о народе
В) наука о создании произведений
Г) наука о любоязычии
10. Выберите верные ответы:
К важнейшим филологическим задачам относят:
А) Задача чтения
Б) Задача восприятия
В) Задача истолкования текста
Г) Задача перевода
11. Вставьте пропущенное слово (словосочетание)
Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в.
_________________________________ исследования языка (представители Р.
Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков).
12. К филологическим наукам относят языкознание, литературоведение и
____________________13. С какой дисциплиной теснее всего связана герменевтика?
____________________
14. В отличие от экзегетики, толкующей только ______________ тексты,
герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста
15. ___________________ такое объединение исследователей, которое имеет
общие взгляды на изучаемый объект (формальная, соссюровская,
виноградовская и др.)
16. На рубеже ХVIII–ХIХ вв. Ф.А. Вольф пришел к новому пониманию
филологии как науки о ______________
17. Л.В. Щерба (1880—1944) видел задачу филологии в истолковании смысла
художественного текста с опорой на его и ______________ и
_______________ структуру (речь идет о художественном тексте).
18. К национальным филологиям относятся: славянская, германская,
романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает также
__________ филология, ставшая наукой
19. Культурная составляющая исследования имеет своей целью
способствовать ответу на вопрос: «Что это _____________?»
20. Как Вы понимаете выражение: человек как центр филологии.
Ответ аргументируйте.
Ключ к тесту:
1. – а
2. – в
3. – а
4. – в
5. – г
6. – в
7. – а
8. – а, б, в
9. – а, б
10. – а, в, г
11. – сравнительноисторического
12. – фольклористику
13. – с риторикой14. – сакральные
15. – научная школа
16. – древности
17. – языковую и художественную
18. – восточная
19. – значит
20. – На современном этапе развития филологии ( с 196070х гг.) человек
становится центром филологического знания. Объектом филологии является
человек в его функции говорящего и пишущего, слушающего и читающего –
homo loquens («человек говорящий») (Чувакин)
Филология следует за человеком создателем и потребителем текстовых
сообщений. Это следование проявляется в том, что в поле зрения филологии
попадают все типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых
человечеством.