Тест-путешествие

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании - как занятную игру. Мы же предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире, а вы получите довольно-таки чёткий срез их эмоционального состояния, причем как сознательного, так и бессознательного.
Иконка файла материала Тест Путешествие.doc
Тест­путешествие Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании ­ как занятную игру. Мы же предлагаем провести его как сказку­путешествие со своими детьми.  Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с  удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому 12  лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и  мире, а вы получите довольно­таки чёткий срез их эмоционального состояния, причем как  сознательного, так и бессознательного. Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как­нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребёнком и  предложите ему "путешествие". Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу.  Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не  содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например, слово "перейти" имеет  меньшую эмоциональную окраску, чем слово "преодолеть"; "оказаться" ­ меньшую, чем "достичь",  и т. д.). Слушайте всё, что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы ­ тогда  размотаете. Представь/те себе... Итак... Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или  с кем­то? Что ты делаешь? Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду? Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь? Ты идешь дальше, впереди ­ река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег? Ты оказался на другой стороне ­ и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты  подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней  написано твое имя ­ прочитай "надпись". Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь  сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там  лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь? Одна из комнат в доме ­ совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь? Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя ­ забор. Как ты  окажешься на той стороне? Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя? Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как  они себя ведут? В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться? Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувшим,посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи, тебе понравилось? А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и  взрослому) ощущение, что кто­то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает,  направляет и не даст пропасть ни в коем случае. Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны ключевые  символы, которыми оперирует подсознание большинства людей. Возможно, что­то лично вы или  ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но именно поэтому в тесте есть "дублирующие"  ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой. Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и своё  движение по ней. Согласитесь, большая разница ­ вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу.  Обратите внимание на сам лес ­ насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно так  же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным,  симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обратите  внимание, если какую­то деталь дома человек выделяет особенно ­ крышу с дырками, открытую  или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь. Родник ­ это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он видит захламлённый,  забитый окурками родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и  животное ­ это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный  медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт ­ он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно. Река и стена ­ это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он  видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит  стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на  этот пункт внимание, если в нем появились крайности ­ "взорву на фиг" или "повернусь и уйду". То, на что в доме обращает внимание человек,  ­ для него значимые вещи. Кто­то сразу идет на  кухню, для него там смысл и центр дома. Кто­то сразу замечает детскую. Стоит обратить  внимание, если при описании какая­то комната не появляется вообще, это значит, что какую­то  сферу жизни или какого­то человека ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату  брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что­то не так ­ например,  ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не "тусоваться" со всеми. Кстати,  обратите внимание на общее описание дома ­ тесно, просторно, темно, пахнет чем­то вкусным или наоборот. Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак ­ это все знания, навыки и умения,  которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в университете, не важно. Хорошо,  когда он представляется аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые  коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш  ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти. Подвал ­ это все подсознательные или плохоосознаваемые устремления, знания, желания и  навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там  находится ­ то, скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он  боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка  тревожат какие­то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко  проходит мимо или лезет в нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего,  скрытых страхов у него немного.  Белая комната, лишенная любых выступов, ­ это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет?Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема  для ребенка сейчас. Чайки у моря ­ это, как ни странно, родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько  навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень шума", который они создают. Похоже на правду? Ну и наконец, корабль ­это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали  корабля, это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если это  пиратский корабль ­ тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля,  посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека. Еще одни критерий ­ может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и видит  вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг.  Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия ­ нет лодки, чтобы  добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное  "видение мира", оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать. Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, ­ еще не повод записывать себя или  ребенка в разряд "неблагополучных", это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и  подсознания. Но на какие­то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в  дальнейшем.