Раздел 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Часть 1
1.Культура в наиболее широком смысле слова означает
. 1) уровень воспитанности отдельной личности
. 2) образ жизни и стандарты поведения группы лю- дей
. 3) созданные человечеством материальные и духов- ные блага
. 4) совокупность произведений изобразительного ис- кусства
2.Понятие «духовная культура личности» включает в себя
. 1) сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни
. 2) уровень воспитанности личности, освоенные ею знания о себе и о мире
. 3) религиозные верования и ритуалы, отличающие одну конфессию от другой
. 4) научные знания, накопленные человечеством за весь период его существования
3.В каком из предложений понятие «культура» упо- треблено в наиболее широком смысле этого слова?
. 1) Поведение человека за столом, умение одеваться и принимать гостей составляет часть его личной культуры.
. 2) Политическая деятельность связана с проявлени- ем особой, политической, культуры, включающей в себя знания о политике и способы поведения.
40 3)
4)
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Все созданное человечеством может быть названо словом «культура». Культура русского народа связана с традицией нестяжательства, духовности, гостеприимства.
4. М. по характеру своей профессиональной деятель- ности часто работает с архивными документами, текстами старинных летописей. На основании изу- ченного он реконструирует обстоятельства историче- ских событий. К какой области культуры относится деятельность М.?
1) наука 3) религия 2) образование 4) искусство
5. Верны ли следующие суждения?
А. Сфера духовной культуры формирует ценностные установки общества, мотивы поведения людей, нрав- ственные основы их деятельности.
Б. Сфера духовной культуры не способна оказы- вать существенного воздействия на экономические и социальные процессы ввиду оторванности от проблем повседневности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Известная писательница, автор бестселлеров, пред- ставила на суд публики свой новый роман. Он стал восьмым в создаваемой ею саге о жизни старинного рода. Начало продаж книги ознаменовалось актив- ной рекламной кампанией. Права на экранизацию книги уже приобрела студия «Парамаунт». О про- дукте какой культуры идет речь?
1) массовой 3) элитарной 2) народной 4) традиционной
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 41
7.Какой ряд терминов и понятий связан с элитарной культурой?
. 1) камерная музыка, сложность эстетических средств, инсталляция
. 2) блокбастер, хит, поп-идол, мировая премьера, коммерческий успех
. 3) виртуальные игры, спецэффекты, медиапростран- ство, сетевое сообщество
. 4) предания, обряды, былины, эпические сказания, орнаменты
8.Три из приведенных ниже утверждений представляют собой объективные факты, а одно — субъективное мнение. Какое из утверждений является мнением?
. 1) В приморском городке прошел традиционный фе- стиваль молодежного кино.
. 2) В текущем году к нему практически не проявили интереса мэтры кинематографа.
. 3) Вероятно, причиной этого стал кризис в кинопро- изводстве и существенное снижение доходов от проката.
. 4) Журналисты отметили, что на суд жюри были представлены работы только самых крупных ки- ностудий.
9.В обществознании под наукой понимается
. 1) образное отображение в сознании человека пред- метов и явлений окружающего нас объективного мира
. 2) совокупность всех результатов и продуктов по- знавательной деятельности человека
. 3) система теоретических знаний о природе, обще- стве и мышлении, характеризующаяся стремле- нием к объективному объяснению сущности яв- лений и процессов
. 4) процесс проникновения человека в суть вещей, поиск ответов на вечные вопросы бытия и смыс- ла человеческой жизни
42 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 10. Верны ли следующие суждения?
А. Универсальные формы культуры включают в себя науку, религию, искусство, философию и мораль. Б. Универсальные формы культуры связаны с фор- мированием духовных потребностей личности, утверж-
дением в жизни людей гуманистических принципов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Еще в начале XX века русский ученый Константин Эдуардович Циолковский предвидел полеты челове- ка в космос, освоение людьми космического про- странства. Какую функцию науки можно проиллю- стрировать подобным примером?
1) производственную 2) социальную 3) прогностическую 4) мировоззренческую
12. Какая из мировых религий зародилась у племен Аравийского полуострова и связана с деятельно- стью пророка Мухаммеда?
1) христианство 3) ислам 2) буддизм 4) иудаизм
13. Во время пасхальной службы верующие с пением псалмов совершают крестный ход. Какой элемент религии представлен приведенным примером?
1) догма 3) вероучение 2) обряд 4) заповеди
14. В современной школе значительное внимание уде- ляется всестороннему учету индивидуальных осо- бенностей и способностей учащегося. Это явление
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 43
оценивается учеными-обществоведами как ведущая тенденция в развитии современного образования, называемая
1) профилизацией 2) интернационализацией 3) гуманитаризацией 4) гуманизацией
15. Верны ли следующие суждения?
А. Образование входит в число базовых ценностей общества, обеспечивая обществу подготовку новых поколений к жизни, творчеству, созиданию.
Б. Образование в равной мере транслирует нацио- нальные духовные традиции и обеспечивает развитие диалога культур в современном мире.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Способность человеческого мозга отображать объ- ективный материальный мир в субъективных иде- альных образах составляет сущность
1) знания 3) познания 2) сознания 4) признания
17. Древние мудрецы сравнивали познание мира до конца с чудом сосчитанной бесконечности. Смысл высказывания заключается в том, что
. 1) сознание человека не способно отображать объ- ективный мир
. 2) человек способен полностью, исчерпывающе по- знать и осмыслить окружающий его мир
. 3) человек и мир автономны, человек может позна- вать не мир, а собственные ощущения
. 4) познание человека имеет определенные границы, за ними — безграничный и неизведанный мир
44 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 18. Истинное знание — конечная цель человеческого
познания, отличается тем, что оно
. 1) разделяется большинством людей, живущих на земле
. 2) не противоречит предыдущим знаниям о позна- ваемом объекте
. 3) соответствует познаваемым предметам и явлени- ям, то есть объективно
. 4) совпадает с моральными нормами и принципами, устоявшимися в обществе
19. Для человека свойственно познавать не только окружающий его мир, но и самого себя. Для про- цесса самопознания характерно
. 1) формирование взглядов на место человека в мире, в обществе
. 2) осмысление собственного «я», своих потребностей и интересов
. 3) оценивание окружающих людей и оценка их дей- ствий
. 4) формулирование суждений об уровне культурного развития общества
20. Верны ли следующие суждения?
А. Истина признается относительной, так как она ограничена познавательными возможностями человека и общества, уровнем техники и технологии.
Б. Истина признается относительной, так как она связана с бесконечностью и безграничностью познава- емого мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 45
21. Познание человека предполагает смену двух этапов: чувственного и рационального. И чувственное, и рациональное познание
. 1) формируют в итоге наглядный образ познаваемо- го явления
. 2) направлены на получение знаний о предметах и явлениях мира
. 3) соединяют понятия в суждения, а затем в умо- заключения
. 4) начинаются с непосредственного соприкосновения с познаваемым объектом
22. Человеку свойственны различные пути и способы познания. Что из перечисленного характерно для обыденного (житейского) познания?
. 1) выдвижение и обоснование гипотез, подбор тео- ретических доводов и обоснований
. 2) проведение серии экспериментов, призванных до- казать выдвинутые предположения
. 3) опора на жизненный опыт, наблюдения за явле- ниями природы, обобщение пережитого и про- житого
. 4) принятие на веру, без доказательств, отдельных суждений и предположений
23. Научные знания, являющиеся результатом позна- вательной деятельности ученых, отличаются целым рядом специфических признаков. В том числе
1) экспериментально обоснованные выводы 2) субъективные художественные образы 3) представления о сверхъестественных силах 4) сформулированные оценочные суждения
24. Примером какого знания служит следующее ут- верждение: «Задача жизни не в том, чтобы быть
46
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
на стороне большинства, а в том, чтобы жить со- гласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»?
1) теоретического 2) астрологического 3) житейского 4) мифологического
25. Верны ли следующие суждения?
А. Непосредственные чувственные ощущения, в результате которых люди постигают отдельные внеш- ние стороны и качества предметов и явлений, пред- ставляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.
Б. Одним из критериев истинности знания высту- пает его логическая обоснованность и доказательность.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задания повышенного уровня сложности
(А)Особенностью человека, отличающей его от иных живых существ, является способность мыслить, созда- вать идеальные образы окружающего нас мира. (Б)Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и через это познание учимся жить, ори- ентироваться во времени и пространстве. (В)Некоторые ученые говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. (Г)Именно познание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современ- ной цивилизации. (Д)Познание представляет собой про- цесс творческой деятельности человека, направленный
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 47
на формирование его знания о мире, на основе кото- рого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. (Е)В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.
26. Какая фраза выражает основную мысль текста?
1) 2) 3) 4)
Истина — знание, соответствующее познаваемому объекту. Познание — главное отличие человека от других живых существ, оно является основой его бытия. Познание, осуществляемое при помощи органов чувств, именуется чувственным.
В результате логического познания человек по- знает сущность предметов и явлений.
27. В процесса познания?
каком предложении текста раскрыто определение
1) А 3) Д 2) В 4) Е
28. Какой пример иллюстрирует любознательность как исходную точку, ведущую к познанию?
. 1) Интерес человека к тайне полета птиц способ- ствовал появлению науки аэродинамики и лета- тельных аппаратов.
. 2) Прежде чем построить здание, необходимо про- вести геодезические работы, установить характер почв.
. 3) Разрабатывая новую коллекцию модной одежды, дизайнер изучил народный костюм народов Се- вера.
. 4) Борьба с допингом на спортивных соревновани- ях способствует развитию фармацевтики и ме- дицины.
29. Человечество проделало долгий путь к познанию мира. Первоначально познаваемый человеком мир
48
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
был ограничен природной средой, в которой он жил и с которой взаимодействовал, и границы это- го мира были невелики. Зато сегодня познаваемый мир вышел далеко за рамки «ближнего космоса». Какое предложение текста отражает эволюцию че- ловека в процессе познания?
1) Б 2) Г 3) Д 4) Е
30. Молодой режиссер поставил спектакль в городском театре, пригласив известных актеров. В основу по- становки легла пьеса классика XIX века.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих черт, характерных для всех произведений театрального искусства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отли- чия данного спектакля, относящегося к элитарной культуре.
1) сложность языка, новаторская режиссура 2) отражение эстетических вкусов потребителей 3) воплощение духовных ценностей и идей 4) спектакль не привлек широкой аудитории
Ответ:
31. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 49 позиции, данной в первом столбце, подберите со-
ответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
А) признание идеи сотворенно- сти мира сверхестественными силами Б) формирование целостной ра- ционалистической картины мира В) представление объективной действительности в виде ху- дожественного образа Г) доказательность и логичность построения выводов и умоза- ключений Д) знание, принимаемое на веру и не нуждающееся в доказа- тельствах |
1) наука 2) искусство 3) религия |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
32. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за ис- ключением одного, относятся к науке.
Доказательность, обоснованность, логичность, образность, объективность, рационализм.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________________________.
33. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по- ложение которого обозначено буквой.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
50 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
(А)Видимо, важнее всего в искусстве то, что оно формирует у людей тягу и вкус к красоте. (Б)Худож- ник передает нам свое восприятие мира. (В)Именно в искусстве наиболее явно отражается то, что в центре нашего мира находится человек и его сознание. (Г) К примеру, художник Малевич отразил свое видение мира в знаменитом полотне «Черный квадрат».
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) содержат мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак- тер соответствующих положений.
Ответ:
Ученые-социологи в стране В. провели опрос граж- дан разных возрастов. Респондентам (гражданам, уча- ствующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени вли- яет на формирование духовного мира личности?».
Полученные результаты представлены в виде диа- граммы.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 51
34. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запи- шите цифры, под которыми они указаны.
. 1) сторонников влияния морали больше, чем осталь- ных областей культуры
. 2) граждане, участвовавшие в опросе, примерно одинаково оценивают влияние науки и религии
. 3) самый значительный процент опрошенных отдал свои голоса за определяющую роль искусства
. 4) религия, по мнению опрошенных, более значима, чем мораль, в духовной жизни людей
. 5) наука, как полагают граждане, более значима, чем искусство
Ответ: ______________________________________________.
35. Результаты социологического опроса, представлен- ные на диаграмме, были опубликованы и прокоммен- тированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосред- ственно из информации, полученной из опроса?
. 1) Гораздо большее воздействие на нравственное воспитание окажет утверждение норм морали, нежели конфессиональное воспитание.
. 2) Искусство остается малодоступно широкому кру- гу граждан, поэтому его значение на духовный мир человека недооценено.
. 3) В обществе доминируют традиции рационализма, стремления объяснить все явления жизни с на- учной точки зрения.
. 4) Моральные нормы наиболее укоренены в обще- стве, так как они опираются на жизненный опыт людей, представления о добре и зле.
. 5) Оценки событий и явлений повседневности важ- нее в категориях прекрасного и безобразного, не- жели чем в категориях справедливого и неспра- ведливого.
Ответ: ______________________________________________.
52 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
36. Сравните научное и обыденное (житейское) позна- ние. Выберите и запишите в первую колонку та- блицы порядковые номера общих черт, характер- ных для процесса познания в целом, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия на- учного познания от обыденного.
. 1) получение истинных знаний о мире
. 2) приобретение практического опыта
. 3) использование эмпирических и теоретических методов
. 4) доказательность и логичность выводов
Ответ:
37. Установите соответствие между видами человеческих знаний и иллюстрирующими их примерами: к каж- дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ ЗНАНИЙ |
||
А) Для того чтобы объяснить смену времен года, многие древние наро- ды верили в божеств умирающей и воскресающей природы, напри- мер Озириса и Исиду. Б) Найденные археологами останки древних людей позволили ученым- антропологам реконструировать их внешний облик. В) На все тела, находящиеся на Зем- ле, действует сила земного притя- жения. Г) Во время прогулки в лесу нельзя громко кричать, эхо искажает звук, можно заблудиться. Д) Перед грозой чайки обычно лета- ют низко над водой |
1) обыденное 2) научное 3) мифологическое |
||
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 53
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем по- лучившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
38. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за ис- ключением одного, относятся к эмпирическим ме- тодам научного познания.
Наблюдение, эксперимент, гипотеза, описание, лабораторный опыт.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ______________________________________________.
39. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по- ложение которого обозначено буквой.
(А)Социальное познание представляет собой один из видов научного познания. (Б)Оно обладает целым рядом специфических признаков. (В)Очевидно, что именно в социальном познании, познании людьми людей, высока степень субъективизма выводов и суж- дений. (Г)Ученые признают в качестве основного при- знака социального познания совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) содержат мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак- тер соответствующих положений.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
|
54 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
В 2008–2014 гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам — родителям — было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возможности введения в базис- ный учебный план школы в качестве обязательного религиозного предмета и разделению учащихся по кон- фессиональному признаку на группы?»
Полученные результаты представлены в виде таблицы.
Варианты ответа |
2008 |
2014 |
Допускаю возможность преподавания подобно- го предмета только в рамках факультативного курса по желанию выпускника и при согла- сии родителей |
38 |
31 |
Предпочтительным считаю светское образова- ние, осуществление нравственного воспитания и образования посредством увеличения доли социальных и гуманитарных предметов |
40 |
52 |
Поддерживаю идею введения религиозного курса, так как он поможет укрепить в обще- стве нравственные начала |
22 |
17 |
40. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
. 1) Сократилось число респондентов, полагающих, что религиозное обучение укрепит нравственные основы в обществе.
. 2) Больше стало сторонников преподавания основ религии в рамках факультативных курсов.
. 3) Возросло число сторонников укрепления нрав- ственных основ общества за счет социально-гу- манитарного образования.
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 55
. 4) Сторонники введения религиозных предметов со- ставили около трети от числа опрошенных.
. 5) Больше половины опрошенных полагает, что нравственные ценности вполне можно формиро- вать посредством светских предметов.
Ответ: ______________________________________________.
41. Результаты социологического опроса, представлен- ные в таблице, были опубликованы и прокоммен- тированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосред- ственно из информации, полученной из опроса?
. 1) В обществе, очевидно, доминируют ценности светской школы и светского государства.
. 2) Религиозное образование сложно вводить, так как современное общество поликультурно и мно- гоконфессионально.
. 3) Принципы свободы совести разделяются сегодня большей частью общества.
. 4) Активная роль церкви, ее деятельность в государ- ственных организациях приводит к возрастанию сторонников конфессионального образования.
. 5) Кризис современной школы проявляется в сниже- нии интереса к светским нравственным основам.
Ответ: ______________________________________________.
Часть 2
Ðîëü ðåëèãèè â îáùåñòâå
Решаемые религией вопросы являются фундамен- тальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо
56 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
от общественного строя, уровня развития науки и тех- ники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устой- чивых нравственных критериев, определяющих челове- ческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религи- озной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу вре- мени: движение от прошлого через настоящее к буду- щему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время дви- жется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг еже- годно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, цер- ковь — это институт, который предлагает определенные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Рели- гия учит, что добро, а не богатство — истинный кри- терий вечной жизни.
Оказывается, что у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от эко- номического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетенным и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию своим страданиям. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха граж- данам. Добропорядочные граждане страдают не от эко- номических кризисов, а от других несчастий, напри- мер от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 57
Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия — это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал. Поэтому у нее есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессио- нально посвятивших себя религии, — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением.
Религия как духовный институт помогает решить человеку вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности челове- ческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на кото- рые не способна ответить наука.
(А.И. Кравченко)
42. Выделите основные смысловые части текста. Оза- главьте каждую из них (составьте план текста).
43. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.
44. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, при- ведите собственный пример, иллюстрирующий ду- ховную роль религии.
45. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы явля- ются фундаментальными, или конечными». Приве-
58 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
дите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опы- те, два примера вопросов, рассматриваемых и ре- шаемых в религии. Приведите известные вам от- веты на эти вопросы.
46. Рассмотрите ситуацию: во время Великой Отече- ственной войны многие люди, потерявшие близких, становились прихожанами храмов. Какую функцию религии иллюстрирует приведенный пример? При- ведите любую иную функцию религии и иллюстри- рующий ее пример.
47. Автор отмечает, «что у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к офици- альной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетенным и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию сво- им страданиям». Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите два аргумен- та в обоснование авторского рассуждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.