Тесты для подготовки к итоговой аттестации разработаны для повторения материала, изученного на уроках русского языка. Весь материал соответствует требованиям программы по русскому языку. Все темы изучались на уроках и дополнительных занятиях и рассчитаны для обучающихся определенного класса и соответствуют ФГОСТу.
Методические рекомендации по организации итогового повторения
по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной
(итоговой) аттестации обучающихся
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий
стандартизированной формы соответствует целям обучения русскому языку в
основной
школе. В основу отбора элементов содержания КИМ положен Федеральный
компонент государственного стандарта основного общего образования по
русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»).
В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды
компетенций:
– лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его
словарем
и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой
деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 – краткое изложение.
Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – содержит тестовые задания с выбором ответа и задания
с кратким ответом. Проверяется глубина и точность понимания содержания,
уровень понимания школьниками культурно-ценностных категорий текста
( основной проблемы, отношений синонимии и антонимии, важных для
содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности
речи), умение проводить лингвистический анализ языковых явлений.
Часть 3 (С2.1) включает задание с развернутым ответом (сочинение -
рассуждение на лингвистическую тему).
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его
письменной
речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с
учетом
грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
1 Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в 2011-2012 учебном
году показал, что участники экзамена в целом справились с заданиями,
проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку
выпускниками с различными уровнями подготовки показал, что наибольшие
трудности выпускники всех групп испытывают, применяя пунктуационные нормы
в письменной речи (задания С1 и С2). Трудными для всех выпускников оказались
и задания из части 2 работы, связанные с пунктуационным анализом
сложноподчиненного предложения (В7) и синтаксическим анализом
осложненного простого предложения (В11). В целом задания части 2 работы,
связанные с лингвистическим анализом языковых явлений, предъявленных в
тексте, вызвали затруднения в основном у выпускников, получивших на экзамене
«2», и в меньшей степени – «3». Анализ выполнения части 3 работы обнаружил
неподготовленность выпускников, получивших на экзамене отметку «2», к
созданию текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
Наиболее высокие показатели выпускники всех групп продемонстрировали при
выполнении заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом
текста в части 2 экзаменационной работы.
Проведенный в 2012 г. анализ результатов государственной (итоговой)
аттестации
по русскому языку в 9 классе с использованием заданий стандартизированной
формы позволяет дать некоторые рекомендации по организации итогового
повторения в 9 классе на уроках русского языка.
Система повторения призвана знакомить с практикой экзамена по русскому
языку с использованием заданий стандартизированной формы.
Системный подход к организации повторения эффективен при решении
ключевых задач курса.
В ходе занятий учащиеся должны получить следующие умения и навыки:
•
лингвистической компетенции 9-классников;
•
•
•
понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
•
•
На наш взгляд, целесообразно включать в каждый урок повторительно-
обобщающие задания, направленные как на повторение теории (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста), так и выполнение практических упражнений (выполнение различных
научиться писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
2 упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности).
Приведем примерный план повторительно – обобщающих
упражнений
Модуль 1
Система подготовки к выполнению тестовых заданий
№
Вид деятельности обучающихся
п/п
Работа с тестом,
заполнение
1.
бланков
Содержание задания
Структура
экзаменационной
работы в формате ГИА. Число и
вид заданий.
Знакомство с
критериями оценки выполнения
заданий.
Задание 1. Текст
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Задание 2. Определение значения
слова в тексте
Задание 3. Систематизация знаний
по теме:
«Изобразительно-
выразительные средства»
Задание 4. Систематизация знаний
по теме: «Фонетика»
Задание 5. Совершенствование
навыка правописания гласных в
корнях слов
Задание 6. Совершенствование
навыка правописания приставок
Задание 7. Совершенствование
навыка правописания суффиксов
Задание 8. Развитие знаний и
умений по теме: «Стилистика»
по
умений
Задание 9. Систематизация знаний
по теме: «Способы связи слов в
словосочетании»
Задание 10. Формирование знаний
и
теме:
«Грамматическая основа»
Задание 11. Совершенствование
навыка постановки
знаков
препинания при обособленных
членах
Задание 12. Совершенствование
навыка
постановки знаков
препинания при вводных словах
Задание 13. Совершенствование
навыка постановки
знаков
препинания
в
сложноподчиненном,
Чтение текста, определение темы и
идеи текста, работа с тестовыми
заданиями
Работа с тестовыми заданиями
Повторение
теоретических
сведений, работа с тестовыми
заданиями
Повторение
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
теоретических
Систематизация
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, работа с тестовыми
заданиями
теоретических
Систематизация
сведений, выполнение упражнений
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
3 15.
16.
сложносочиненном бессоюзном
предложениях
Задание
представлений
подчинения
предложений
Задание 15. Обобщение знаний по
теме: «Сложное предложение с
разными видами связи»
Развитие
о
видах
придаточных
14.
Систематизация
теоретических
сведений, работа с тестовыми
заданиями
Систематизация
теоретических
сведений, выполнение упражнений,
работа с тестовыми заданиями
Модуль 2
Система подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения на
лингвистическую тему
Содержание задания
№
п/
п
1.
Вид деятельности обучающихся
идеи,
Работа с текстом, определение
темы,
ключевых
(опорных) слов. Знакомство со
структурными особенностями
сжатого изложения.
Создание собственного текста
изложения,
оценивание
работы.
Знакомство с алгоритмом
написания сочинения на
лингвистическую
тему.
Знакомство с критериями
оценки выполнения заданий.
Формирование
лингвистического
текста. Аргументация тезиса.
навыка
анализа
Написание сочинения на
лингвистическую тему.
Выполнение
контрольной
работы
использованием
стандартизированной формы
итоговой
с
заданий
Задание 1. Формирование знаний и
умений по теме: «Структурные
особенности сжатого изложения.
Понятие микротемы. Основные
приёмы компрессии исходного
текста»
Задание 2. Практическое занятие «
Написание сжатого изложения»
Задание 3. Формирование знаний и
умений по теме:
«Структура
сочинения на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания С2.»
Задание 4. Формирование знаний и
умений по теме: «Тезис сочинения на
лингвистическую тему. Аргументы в
сочинении на лингвистическую
тему».
Задание 5.
«Написание
рассуждения»
Практическое занятие
сочинения-
6. Итоговая контрольная работа с
заданий
использованием
стандартизированной формы
2.
3.
4.
5.
Образовательные электронные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в
обучении
4 http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты'
по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)
http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
5 Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников
http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
6 Литература
1. ЦыбулькоИ.П. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в
новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой
аттестации в новой форме. – М.: Астрель,, 2013.
2. Егораева Г.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые
задания (в новой форме).- М., «Экзамен», 2013.
3. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома.
Тренировочная тетрадь.- М., «Легион»,2013.
4. Степанова Л.С. ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. Тренировочные
варианты экзаменационных работ для проведения государственной
итоговой аттестации в новой форме.- М., «Астрель», 2013.
5. Т.М.Пахомова. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к
экзамену. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
6. ФИПИ http://www.fipi.ru/
75-30-20 Мовнар И.В.
7
Тесты
Тесты
Тесты
Тесты
Тесты
Тесты
Тесты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.