Раздаточный материал на тему «Хотя животные, а всё-таки цари…» Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (тезисы лекции)
1. Создано 32 сказки. Первые три сказки опубликованы в 1869году, остальные – на протяжении 1880 – 1886 годов. «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути писателя.
Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста». Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой в 3 копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки С-Щ. – это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Писатель выразил свою точку зрения и донёс до людей резкую критику существующего порядка.
2. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки С-Щ с русскими народными сказками и отметить в нихобщие и отличительные черты.
Сказки русского народа |
Сказки Салтыкова-Щедрина |
Общие черты |
|
Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка |
|
Отличительные черты |
|
Сказки русского народа |
Сказки Салтыкова-Щедрина |
- юмор - победа добра над злом - положительный герой - очеловечивание животных - гротеск |
- сатира - смешение категорий добра и зла - нет положительного героя - уподобление человека животному - гипербола |
3. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.
Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
-Правительственные круги и господствующее сословие;
-обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
-бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; -бездуховность.
4. Основные темы салтыковских сказок.
- Народ и самодержавие
- Народ и господствующие классы
- Народ и интеллигенция
- Общечеловеческие пороки 5. Проблематика сказок:
- Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
- Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
- Положение народа («Коняга», «Кисель»)
- Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
- Трусость обывателя («Премудрый пескарь»)
- Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»).
6. Сатирические приёмы, используемые в сказках писателем.
А) Эзопов язык -художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.
Б) Гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
В) Гипербола – чрезмерное преувеличение.
Г) Сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.
Д) Ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание , а противоположное.
Е) Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Ж) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.