Повышение педагогического профессионализма: проблемы и перспективы
Кондратова Тамара Сергеевна, учитель биологии и химии п.Осакаровка, КГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»
Представляемая работа является началом комплексного исследования проблем и перспектив повышения педагогического профессионализма в рамках исследований на основе уровневых курсов повышения квалификации республики Казахстан.
Целью работы является реализация эффективное овладение и реализация идеями уровневой программы повышения квалификации поможет лишь собственная оригинальная система, организованная на базе собственной школы. Ее внедрение и реализация приводит к формированию у педагога научно обоснованного подхода к принятию личного педагогического решения, более высокий официальный статус, и самое главное – это позитивные изменения, которые происходят с учеником. [1]
Ведущие идеи, на основании которых педагогическое знание становиться для учителя конструктивным:
· Отбор педагогических проблем для изучения производится не только в соответствии с логикой изучения теории, но и с логикой практических действий учителя, причем предпочтение отдается последней;
· При рассмотрении теоретических вопросов новых подходов в преподавании учителю следует опираться на двойственность психологии и дидактики: сначала выявить психологическую сущность проблемы, а потом на этой основе раскрыть и обосновать практическое применение обеспечения учебно – воспитательного процесса. Такой подход помогает учителю акцентировать внимание на ученике: понять, как идет процесс обучения и развития, т.е. способствует реализации конструктивистской теории обучения;
· Выход на констуктивистскую теорию, ее осмысление и принятие ее учителем гораздо эффективнее, если она показывается и разъясняется при помощи видеозаписей фрагментов уроков, и если уроки разрабатываются совместно группой учителей.
Работа по созданию дидактического комплекса, состоящего из «рабочего материала» теоретической базы уровневой программы повышения квалификации и практического видеоматериала имеет ряд достоинств:
1. Она позволяет связать теоретические знания и практический опыт учителя.
2. Появляется возможность учитывать специфику учебного заведения путем соответствующего отбора теоретических знаний и организации отдельных этапов повышения педагогической квалификации учителя.
3. Открываются возможности для отслеживания связи в изменениях знаний и развитии учащихся с ростом педагогической квалификации в новом формате и необходимой своевременной корректировкой проводимой работы.
4. Повышение педагогической квалификации является непрерывным процессом, который позволяет одновременно охватить всех учителей школы, причем в привычных условиях.
Приобщение учителя к современной теории обучения – процесс длительный, продолжительность этого этапа нельзя сократить. Но темп и объем работы учителей – лидеров позволяет надеяться на результативность.
Этап, помогающий ускорить процесс реализации новых подходов преподавания – выявление проблемной ситуации учебного заведения, основанный на убедительной мотивации каждого педагога, составляющего коллектив. [2]
Задача учителей первого уровня совместно с фокус – группой проработать с учителями гимназии вопросы моделирования современного урока. Грамотно построить модель урока не просто.
Модель урока целесообразно разработать и «защитить» каждому учителю. Именно эта процедура позволяет ему довести логику опоры на теорию до самостоятельного завершающего шага.
Овладение умением создавать модель урока является главным во всех трех последующих звеньях – консультации по построению модели современного урока, защита моделей и проведение открытых уроков по современной методике преподавания.
Предварительные выводы я могу сделать за этот небольшой период работы следующие:
На первоначальном этапе работы происходит переосмысление и переоценка коллективом своей работы. Коллектив преодолевает личностное сопротивление нововведениям. В сознании учителя происходит перестановка акцента на ученика, возникает желание понять, как идет процесс его научения и развития.
Еще более тяжело происходит переоценка себя и своей работы административным корпусом гимназии. Администрация учебного заведения понимает, что в педагогике нет панацеи, нет универсальной технологии. Осознание этого факта формирует у руководящего звена потребность глубоко проанализировать настоящую ситуацию, выработать научно обоснованный подход к принятию общего педагогического решения учебного заведения.
На следующем этапе идет процесс осознания и подкрепления. Коллектив включается в новый для него вид деятельности по созданию современной модели собственного урока, открывающий простор для творчества. Медленно, но идет процесс изменения ценностных ориентаций и личностных стереотипов учителя в пользу инновационной деятельности. [3]
Качественное изменение в отношении учителей к своим интеллектуальным возможностям. Работа, проводимая в гимназии по повышению квалификации учителей в рамках нового формата, подкрепленная собственной практической деятельностью, изменяет позицию учителя, расширяет круг вопросов, которые он считает значимыми, а значит – стимулирует его творческий поиск.
Литература
1.Зверева Н.В. практическая дидактика для учителя. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
2.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
3.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии: В 2 тт. АПН СССР.Т.1. – М, 1889.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.