Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива
Оценка 4.6

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
04.06.2021
Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива
Группа учеников, объединенная в один класс, еще коллективом не является — необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность (как педагога, так и самих детей) по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является тимбилдинг. Это первый этап формирования коллектива, его ядра, актива.
Статья Тимбилдинг.docx

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

 

Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

Курт Левин (немецкий психолог)

Все мы знаем, что в современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми, не умеют общаться и сотрудничать. Да и сейчас больше  востребованы индивидуализм и личный успех.

Тем не менее, воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива являются куда более мощными, чем педагогический потенциал   учителя. И задача учителя начальных классов с первых дней  в школе — формирование детского коллектива, помочь детям подружиться между собой,  наладить общение, научить их работать в парах, группах, командах.

 Что дает коллектив личности?

Во-первых, удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении.

Во-вторых, является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, группах, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми).

В-третьих, формирует богатый эмоциональный и поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;

В-четвертых, создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы.

И в-пятых, предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

 Здесь на помощь педагогу приходит тимбилдинг (дословно: team – команда и building – строительство).

«Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью которых из обычных участников  формируется уверенная, надежная и сплочённая  команда.

Группа учеников, объединенная в один класс, еще коллективом не является — необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность (как педагога, так и самих детей) по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является тимбилдинг. Это первый этап формирования коллектива, его ядра, актива.

Но эта работа возможна только после того, как дети узнают друг друга, поближе познакомятся. Обычно через полгода.

 С самых первых минут работы с детьми стараюсь формировать чувство коллективного «Мы», ответственность за каждого члена коллектива. У каждого ребенка в классе должен быть друг или группа, с которым или в которой ему тепло и уютно.

Творчески ориентированная совместная деятельность детей ― достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, и концерты, и детские спектакли, и капустники, и КВНы, и еще многое другое, что называется коллективным творчеством.

Еще один популярный формат тимбилдинга - это квест (приключение). Это соревнование подразумевает достижение определенной цели путем выполнения последовательности заданий. Выполнение одного задания дает возможность приступить к следующему.

 Творческие мероприятия могут быть самыми разнообразными. Чаще всего они подразумевают командную работу над определенным проектом: газетой, фильмом, фотовыставкой. Участникам могут даже предложить провести благотворительную акцию, марафон, ярмарку по сбору средств. Задача всем участникам будет предложена одна, а формы её реализации команды выбирают сами. Все это помогает не только проявить творческие способности, но и научить детей распределять обязанности при работе в команде.

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество различных идей для тимбилдинга, у каждого сценария имеется похожая структура.

1.                 На предварительном этапе подготавливаются место для проведения мероприятия и необходимый реквизит. Участники собираются и делятся на команды.

2.                 Объявляется открытие мероприятия, представляются команды, разъясняется смысл предстоящего соревнования.

3.                 Проводятся конкурсы, выполняются задания и упражнения.

4.                 Подводятся итоги, победителям вручаются награды, осуществляется анализ проведенного мероприятия.

 К самым распространенным вариантам тимбилдинга относятся следующие.

Творческая форма. Предполагает коллективное выполнение творческих упражнений. Необходимость найти креативные решения поставленных задач помогает коллективу развить внутри себя гармоничную и доброжелательную атмосферу.

Активная форма. Подразумевает применение в качестве упражнений по тимбилдингу двигательную игровую активность и спортивный отдых. Игровая форма помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создать командный дух.

Экстремальная форма. Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы. Таким образом, моделирование экстремальной ситуации для участников может быть полезным в том плане, что у них могут проявиться скрытые способности, которые пригодятся в самореализации.

Идеи для тимбилдинга.

Упражнение «Кораблекрушение». Перед участниками ставится задача: удержаться всей командой на листе бумаги. Сначала это формат бумаги А2. Если команда справляется с этим, следующим этапом становится лист вдвое меньше предыдущего. Побеждает в этом конкурсе та команда, которой удается разместиться на самом маленьком формате бумаги. Наградой становится подсказка для следующего задания.

Упражнение «Скороговорка». Участники команды друг за другом произносят одну большую скороговорку по отдельным предложениям. В случае ошибки кого-то одного все начинается снова. Команда, которая выполнила задание, потратив наименьшее время, побеждает.

Упражнение «Паутина». Между деревьями протягивается веревка или леска таким образом, что человеку едва можно под ней пробраться, не задев телом. На нее крепятся колокольчики, которые будут звенеть каждый раз, когда участник заденет леску. Это будет означать необходимость начать свой путь сначала. Упражнение выполняется на время, и команда, преодолевшая паутину за самое короткое время, становится победителем.

Упражнение «Бревнышко». Все участники команды становятся на одно бревно. Самый последний человек должен, не касаясь земли, оказаться в начале колонны. Подойдет любой способ: пролезть между ног других участников или продвигаться вплотную, обступив своих одноклассников. Тот, кто коснется земли, начинает сначала. Это задание также выполняется на время.

Упражнение «Волна». Участникам команды нужно сесть на пол и поднять руки вверх. Затем каждому из них по очереди нужно лечь на руки своих одноклассников и таким способом переместиться в конец цепочки. Та команда, которая быстрее справится с этой задачей, получает балл.

Упражнение «Построй башню». Необходимо образовать несколько команд. Задача каждой будет заключаться в том, чтобы за строго ограниченное время построить башню из подручных либо школьных принадлежностей: учебников, тетрадей, пеналов, рюкзаков и т.п. Побеждает та команда, чья «школьная башня» окажется самой высокой.

Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития и рефлексия. Рефлексия необходима для того, чтобы каждый ребенок осознал происходящие в нем перемены и причины этих перемен, прочувствовал перспективу своего развития в данном коллективе. Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи ― это своего рода стимулы.

На данном этапе работы можно обратиться к опыту известного костромского психолога и педагога Анатолия Николаевича Лутошкина. Он предложил пять стадий развития детского коллектива и дал характеристику каждой из них: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список источников:

1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989. 

Я использую приёмы тембилдинга на уроках, в воспитательной работе и во внеурочное время. Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в классе, созданию комфортной образовательной среды.

Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива

 


 

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

С самых первых минут работы с детьми стараюсь формировать чувство коллективного «Мы», ответственность за каждого члена коллектива

С самых первых минут работы с детьми стараюсь формировать чувство коллективного «Мы», ответственность за каждого члена коллектива

Экстремальная форма . Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы

Экстремальная форма . Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы

Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи ―…

Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи ―…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021