Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений

  • pptx
  • 09.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ 9 кл. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений.pptx

Тема урока: "Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений".

Здравствуйте, ребята
Мы выучили, как можно различить виды сложноподчиненных обстоятельственных предложений. Сегодня вам предстоит научиться определять и исправлять ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Данный урок практической направленности, поэтому сначала ознакомьтесь с типичными грамматическими ошибками в построении сложноподчиненных предложений и путями их устранения, а затем выполните упражнения .

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
ПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

ПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

2. Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении

НЕПРАВИЛЬНО:
Ася знала то, что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 


ПРАВИЛЬНО:
Ася знала , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 

3.Употребление лишнего указательного слова в главном предложении

НЕПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь.

ПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям за то, что они дали им жизнь.

4. Отсутствие в главном предложении указательного слова;

НЕПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

ПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому что автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

5.Пропуск части составного союза

НЕПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов.


ПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, ещё не разрушенных ветрами и волнами бушующих приливов.

6.Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология)

НЕПРАВИЛЬНО:
(сов. вид) (несов. вид)
Если пророк погиб, народы страдают.


ПРАВИЛЬНО:
(несов. вид) (несов. вид)
Если пророк погибает, народ страдает. 

7.Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях 

НЕПРАВИЛЬНО:
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

ПРАВИЛЬНО:
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

8.Придаточное определительное со словом который стоит не на месте

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка.

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка.

9. Неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в каждом. Укажите союзы и союзные слова.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли; это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно (когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)
2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась, (будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс).

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

1. Книга рассказывала нам интересную историю жизни, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.5. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.