В данной работе представлены типичные нарушения у детей с минимальной мозговой дисфункцией и какие отклонения можно ожидать у ребенка с данным диагнозом. В статье раскрыты понятия гиперактивный тип и гипоактивный тип. Учитывая все эти особенности вы можете строить работу с такими детьми более продуктивно.
Типичные нарушения у детей с ММД
Дети с различными проявлениями патологии
центральной нервной системы имеют определенные
особенности в развитии, носящие типологический характер и
наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной
интеллектуальной деятельности в младшем школьном
возрасте.
1. Зрительно – моторная координация.
2. Нарушения сна.
У детей с ММД нарушена зрительно-моторная
координация. При слежении ребенком глазами за
движением какого-то предмета можно заметить у него
легкое подергивание глаз – нистагм, приводящие к
частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно
переводит глаза от буквы к букве или при копировании
цифр и букв. Наблюдается также и тремор (легкие
толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто
ребенок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной
ноге, не может ровно пройти по прямой линии,
начертить на полу, спотыкается при беге и прыжках.
С раннего возраста ребенка родители замечают, что его
трудно уложить спать. Ребенок может до позднего
вечера бегать, как бы не уставая, однако родители
хорошо понимают, что если его не уложить спать
вовремя, он еще больше устанет, перевозбудится и
заснет с большим трудом. Многие дети могут по ночам
вставать, ползать по кровати, и к утру ребенка можно
найти свернувшимся калачиком и спящим на
противоположном от подушки краю. Некоторые дети
подолгу не могут заснуть, другие же засыпают
моментально, но ночью их трудно разбудить даже в
случае необходимости. Они часто страдают энурезом.
Детям с ММД плохо удается концентрировать внимание.
Они постоянно переходят от одного действия к другому,
бросают начатое, выполняют задания лишь частично, не
вникая в суть. Поверхностность приводит к ошибкам и
неудачным ответам, создавая за ребенком славу
несерьезного,
легкомысленного и
беспечного болтуна. Дети легко и много обещают и не
выполняют даже трети обещанного; некритичны к себе;
им кажется, что выполненное им задание безупречно.
Замечания окружающих они не воспринимают;
срабатывают механизмы психологической защиты, из
бездумного,
3. Неспособность к сосредоточению.которых предпочитаемыми являются вытеснение или
отрицание. Даже если вам удастся добиться от ребенка
осознания своей ошибки, оно бывает кратковременным,
и уже через пять минут ребенок готов заново совершить
ту же самую ошибку, которую только что признавал.
4. Трудности переключения.
Несмотря на то, что дети с ММД не умеют
сосредоточиваться на заданной им работе, они с
головой могут «погружаться» в то, что вызывает
интерес. Обычно это игры, занятия с конструктором,
компьютером. Способность ребенка подолгу заниматься
тем делом, которое ему нравится, приводит родителей к
неверному выводу, будто он может заниматься любым
делом с такой же настойчивостью. Родители в связи с
этим часто не верят специалистам, что ребенок не
способен сосредоточиться и нуждается в лечении. Они
настойчиво убеждают себя и специалистов, что ребенок
при желании справиться с учебой, и, отказываясь от
медицинской помощи ребенку, ждут, когда же тот сам
справится с проблемной учебной ситуацией.
Эмоционально-волевая незрелость,
неразвитость
навыков самоорганизации ребенка обрекают ожидания
родителей на бесперспективность.
Бездействие
взрослых приводит лишь к потере ценного и столь
необходимого для лечения ребенка времени.
Ребенок с ММД часто не может правильно понять и
использовать информацию, полученную от окружающих.
У таких детей гораздо чаще, чем у сверстников,
встречаются забавные нелепицы в речи, искажения
различных слов и фраз, надолго запоминающиеся
родителям курьезы. Такие нарушения в области
зрительного и слухового анализатора приводят к
неуспеваемости в школе. Из-за наличия дефектов в
восприятии ребенок может плохо различать признаки
сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках,
звуки и буквы в словах (в речи и на письме). Ребенку
становиться сложно вычленить необходимую фигуру из
фона, увидеть, как из отдельных частей можно сложить
целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при
определении таких понятий, как «верх-низ», «лево-
право», «вперед-назад», «больше-меньше» и т.п., а
также иметь характерные нарушения в восприятии
5. Нарушение восприятия.6. Дезорганизованность.
собственного тела, которые приводят в частности к
тому, что ребенок не может правильно определить
положение частей тела при движении. Так, например,
если лежащего ребенка попросить дотронуться своей
левой пяткой до правого колена, он часто садится и
смотрит на движение своих ног – и даже при визуальном
контроле может допустить ошибку. С закрытыми
глазами ребенок не всегда может назвать тот палец, до
которого дотронулся взрослый.
Для детей с ММД характерна неразвитость умения
организовывать и планировать свою деятельность. Они
не чувствуют времени и не умеют правильно
распределять его. Так, ребенок может не успеть сделать
за урок задание, на выполнение которого у других ушло
20 минут, или два часа добираться из школы до дому,
хотя живет совсем близко. При этом существуют
отдельные дни, когда дезорганизованность детей с ММД
усиливается и оно не могут сделать даже того, что
обычно не вызывает у них затруднений. Взрослым
кажется, что ребенок «встал на ноги». Учителя
замечают, что есть дни, когда большая часть детей с
ММД становится неуправляемой. У них резко падает
работоспособность, они не могут усвоить даже простых
вещей и не реагируют ни на какие попытки учителя
расшевелить их и вызвать интерес к работе. Многие
педагоги, наблюдая за такими детьми, приходят к
выводу о том, что дети данной группы являются
метеозависимыми и более чутко, чем остальные,
реагируют на изменения погоды.
дисфункции можно ожидать следующие отклонения:
При наличии у ребенка минимальной мозговой
Быструю умственную утомляемость и сниженную
работоспособность (при этом физическое утомление
может полностью отсутствовать)
Резко сниженные возможности самоуправления и
произвольности в любых видах деятельности
Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том
числе умственные) при эмоциональной активации
Значительные
произвольного
отвлекаемость,
распределение,
сложности
внимания:
формировании
неустойчивость,
трудности концентрации,
слабое
проблемы с переключением в
взависимости от преобладания лабильности или
ригидности
Снижение объема оперативных памяти, внимания,
мышления (ребенок может удержать в уме и
оперировать довольно ограниченным объемом
информации)
Трудности перехода информации из кратковременной
памяти в долговременную
Двигательную гиперактивность,
встречающуюся у мальчиков
наиболее часто
Инфантильность, склонность к зависимым формам
подверженность чужому влиянию,
устремлений,
интересов
поведения,
отсутствие
безответственность
и
Гиперактивный тип
Такие дети абсолютно не могут сидеть на месте. Они
все время двигаются, вскакивают, садятся, хватают все, что
попадается им под руку. Свое поведение они не в состоянии
контролировать. Сначала они действуют и лишь потом
понимают, что произошло. Уследить за таким ребенком
трудно. Попытки удержать непоседу часто безрезультатны. К
сожалению,
гиперактивность приводит ребенка к
бесконечным травмам. Причинами травм, с одной стороны,
является несовершенство моторики ребенка, его суетность, а
с другой стороны – отсутствие попыток или неумение
правильно оценить ситуацию и возможные последствия
своих действий.
В течение урока дети этого типа периодически
«отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и
не могут сохранять восприимчивость и умственную
работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются
двигательно-активными до позднего вечера.
Память у них может быть в норме, но из-за крайней
неустойчивости внимания педагоги и родители часто
считают ее плохой. На самом деле ребенок порой не помнит
какую-либо информацию лишь потому, что не видел или не
слышал ее. На уроках дети часто отвечают невпопад, так какотношением
отвлеклись, потеряли нить разговора, не услышали или не
дослушали вопрос. При этом ответы их часто поверхностны и
не позволяют ребенку получить желаемую хорошую оценку.
Сам ребенок не понимает своих недоработок, а родители
объясняют низкие оценки избыточной сложностью программ
или недоброжелательным
учителя.
Неустойчивость внимания (а вместе с тем и «прорехи» в
памяти) проявляются не всегда. Бывают ситуации, когда
ребенок блестяще запоминает все, что ему предложено,
хорошо воспроизводит материал, а затем снова не может
вспомнить то, что уже отвечал.
Присутствие учителей или родителей не является для
детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут
себя так, как остальные дети ведут себя только в их
отсутствии, в связи с чем их часто воспринимают как
отъявленных хулиганов.
Для них характерны не только двигательная
активность, но и непрерывная болтовня. Даже играя сам с
собой, ребенок может постоянно и громко говорить вслух,
что сильно утомляет окружающих и может вызывать
раздражение сверстников и нежелание сидеть вместе или
играть с таким ребенком. Одноклассников понять легко. Если
добавить к вышеназванным особенностям неряшливость,
неточность,
несдержанность,
свойственные многим гиперактивным детям.
В спокойной обстановке, когда взрослые направляют
деятельность таких детей, они могут успешно обучаться. В
обычном школьном классе гиперактивные дети быстро
возбуждаются от переизбытка взаимодействий и
впечатлений. И, хотя внутренние переживания могут быть
неглубокими, внешние бурные проявления находящегося в
таком состоянии ребенка способны сорвать занятия классу.
Нечего говорить о том, что отношения с одноклассниками и
учителями у ребенка быстро портятся, что приводит к его
низкой самооценке.
Естественно, гиперактивный ребенок со временем
начинает вызывать сильное беспокойство учителя, а иногда
и родителей одноклассников, и педагог вынужден начать
длительную и изнурительную для обеих сторон «работу» с
семьей. При этом семье часто кажется, что виновата школа, а
школа во всем обвиняет родителей. И ни одна из сторон не
догадываются или не хочет признавать, что первопричиной
является нездоровье ребенка.
бесцеремонность,
Гипоактивный типПамять у детей этого типа обычно бывает в норме.
Устойчивость и концентрация внимания могут быть
средними.
Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним
поведенческим признакам (замедленность действий, речи,
реакций). Гипоактивный ребенок часто «отсутствует» в
классе: то смотрит куда-то в окно, то думает о чем-то своем.
Даже при разговоре с глазу на глаз не всегда можно понять,
слышит ли вас ребенок, так как взгляд у него может быть
рассредоточен. Такие дети сидят за партой тихо, стараются
вести себя незаметно, чтобы их не вызвали, так как это
может выявить непонимание ими материала. Они редко
участвуют в общем разговоре, ничем не бросаются в глаза, и
их неуспешность в учебе иногда выявляется слишком поздно.
Медлительность таких детей вызывает раздражение у
взрослых: родителей и учителей. Они стараются подгонять
ребенка, но в такой ситуации тот теряется и еще хуже
справляется с заданием.
Дети гипоактивного типа долго «включаются» в
работу. Им требуется время, чтобы настроиться, собраться с
мыслями, подготовиться, в связи с чем при выполнении
различных заданий количество решенных неправильно или
количество ошибок у них больше в начале работы, чем в
конце. Дети долго не могут сообразить, что от них требуется,
медленно переключаются с одного вида работы на другой.
Даже если ребенок формально выполняет требуемые
действия, он может мысленно продолжать работать над
предыдущим заданием,
что приводит к ошибкам.
Ограниченность во времени выполнения задания вызывает у
него панику. С такими заданиями дети справляются крайне
плохо. Неуспешны они и в оригинальных, творческих
заданиях. Дети этого типа неловки и малоподвижны, плохо
справляются с физкультурными упражнениями, избегают
спортивных соревнований. Задержка развития мышечной
координации приводит к тому, что ребенку трудно
справиться самостоятельно с одеванием, раскрашиванием и
рисованием, ручным трудом, управлением велосипедом и т.п.
В школе он с трудом справляется с письмом. Наряду с
нарушением тонкой моторики пальцев и общей
неуклюжестью, у такого ребенка нарушаются и зрительно-
моторная координация, а иногда и вообще способность
точного управления движениями глаз.