Типы и структура уроков в сурдошколе
Тип урока |
Примерная структура урока |
Сообщение нового материала |
Оргмомент Повторение опорных для изучения нового знаний Объяснение нового материала Проверка понимания Первичное закрепление материала Подведение итогов Задание на дом |
Закрепление знаний (умений, навыков) |
Оргмомент Проверка домашнего задания Закрепление знаний (умений, навыков) в виде упражнений Подведение итогов Задание на дом |
Обобщение и систематизация знаний (проводится в конце изучения темы) |
Оргмомент Проверка домашнего задания Повторение пройденного в виде генерализованных схем и алгоритмов обобщения в самых разнообразных формах: упражнений, беседы, доклада, краткого сообщения, составления обобщающих схем, таблиц и т.д. Подведение итогов Задание на дом |
Контрольный (выявляет уровень обученности по пройденной теме, разделу) |
Оргмомент Проверка в виде письменной или устной контрольной работы |
Комбинированный |
Оргмомент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Первичная проверка усвоения Закрепление знаний (умений, навыков) Подведение итогов Задание на дом |
Применение общедидактической структуры и типов уроков в школе 1 и 2 видов имеет свою специфику.
- На каждом уроке, особенно на первой ступени обучения, вводятся специфические компоненты: упражнения по развитию слухового восприятия (реализующие задачи речевого развития глухих детей), по закреплению формируемых звуков, физкультминутки (в целях снятия зрительного напряжения и общего утомления).
- Отводится больший удельный вес времени по сравнению с массовой школой на компонент первичной проверки усвоения знаний (умений, навыков) внутри урока сообщения нового знания. Углубленная первичная проверка усвоения обусловлена трудностями понимания информации, преподносимой слухо-зрительным путем глухим учащимся; у слабослышащих даже с небольшой потерей слуха также могут быть затруднения в приеме и переработке информации, даваемой на слуховой основе, из-за нечеткого ее восприятия. У тех и других наблюдаются трудности в понимании абстрактных и обобщающих понятий, которыми насыщена научно-предметная информация.
- Отводится больший удельный вес времени по сравнению с массовой школой на уроки закрепления (повторения) материала в системе уроков, отводимых по календарному плану на изучение темы. Пролонгированное по времени закрепление нового знания (умений, навыков) обусловлено низким уровнем развития памяти неслышащих детей, необходимостью педагогического руководства по встраиванию нового знания с систему старых знаний, большой тратой времени на словарную работу по изучаемой теме.
В школе для детей с нарушениями слуха наряду с общедидактической имеет место специфическая структура урока по предметам коррекционного блока, определяемая коррекционно-дидактическими задачами и особенностями содержания учебной деятельности детей на этих занятиях. Это уроки предметно-практического обучения, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи; музыкально-ритмические занятия.
Специфическая структура уроков ППО включает в себя: этап подготовки к работе (план, заявки, раздача материала); этап изготовления предмета; подведение итогов (отчет о работе, оценка результатов), домашнее задание [З5].
Специфическая структура индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи состоит из двух частей по 10 мин каждая. Первая часть занятия посвящена формированию произношения, вторая – развитию слухового восприятия. Первая часть занятия состоит из этапов: упражнения для голоса, губ, языка; выработка слуховых дифференцировок; работа с профилями; выработка артикуляции звука; закрепление. Вторая часть состоит из этапов: различение материала разговорного характера; различение нового речевого материала; восприятие на слух с использованием слухового аппарата; восприятие на слух без слухового аппарата [59].
Какова специфическая структура музыкально-ритмических занятий? Это: оргмомент; серия упражнений на движения под музыку; серия упражнений на артикуляцию звуков в единстве с движением тела; подведение итогов; задание на дом. Каждое упражнение, в свою очередь, состоит из компонентов: показ учителем движения, самостоятельное выполнение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.