Типы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению.
Оценка 4.7

Типы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению.

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
5 кл—9 кл
21.11.2022
Типы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению.
Типы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению.
Подготовка к сжатому изложению 2.pptx

ОГЭ-2021 Как писать сжатое изложение

ОГЭ-2021 Как писать сжатое изложение

ОГЭ-2021 Как писать сжатое изложение

Подготовила
Бредгауер Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста

Сжатое изложение

- это письменный пересказ текста с использованием приемов сжатия текста. Для того чтобы написать изложение и получить при этом максимальный балл, необходимо для начала изучить критерии оценивания сжатого изложения.

Критерии оценивания сжатого изложения

Критерии оценивания сжатого изложения

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1. Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. – 2.
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
Но упустил или добавил 1 микротему. – 1.
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
Но упустил или добавил более 1 микротемы. – 0.

ИК2. Сжатие исходного текста

ИК2. Сжатие исходного текста

ИК2. Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. – 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. – 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. – 1
Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста. – 0

ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста. – 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. – 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. – 7

Три главных условия написания изложения: 1)

Три главных условия написания изложения: 1)

Три главных условия написания изложения:

1) ИК1:  Необходимо написать все микротемы текста. Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца. Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной. Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух.

ИК2: Необходимо научиться сжимать текст

ИК2: Необходимо научиться сжимать текст

2) ИК2: Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют способы (приемы) сжатия текста, а именно: А) Исключение
Б) Обобщение       В) Упрощение Объем изложения
должен составлять
не менее 70 слов.

А) Исключение Что можно и нужно исключить: -лексические повторы -синонимы -несущественную информацию -подробные описания -однородные члены

А) Исключение Что можно и нужно исключить: -лексические повторы -синонимы -несущественную информацию -подробные описания -однородные члены

А) Исключение


Что можно и нужно исключить: -лексические повторы -синонимы -несущественную информацию -подробные описания -однородные члены
Например«Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Б) Обобщение -однородных членов обобщающим словом -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением

Б) Обобщение -однородных членов обобщающим словом -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением

Б) Обобщение

-однородных членов обобщающим словом -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

В) Упрощение -соединение нескольких предложений в одно -замена предложения или его части указательным местоимением -замена фрагмента предложения синонимичным выражением -замена прямой речи косвенной

В) Упрощение -соединение нескольких предложений в одно -замена предложения или его части указательным местоимением -замена фрагмента предложения синонимичным выражением -замена прямой речи косвенной

   В) Упрощение

-соединение нескольких предложений в одно -замена предложения или его части указательным местоимением -замена фрагмента предложения синонимичным выражением -замена прямой речи косвенной
Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

ИК3: Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами , чтобы не разрушить композицию текста

ИК3: Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами , чтобы не разрушить композицию текста

3) ИК3:

Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения

Ход проведения изложения: Первое прослушивание (примерно 3 минуты)

Ход проведения изложения: Первое прослушивание (примерно 3 минуты)

Ход проведения изложения:

Первое прослушивание
(примерно 3 минуты)
Работа с черновиками (3-5 минут)

Второе прослушивание

Написание изложения

Рекомендуемый алгоритм написания изложения

Рекомендуемый алгоритм написания изложения

Рекомендуемый алгоритм написания изложения

Рекомендуемый
алгоритм написания изложения.
1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.

Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором

Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов.  Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.

Что нужно записывать во время 1 прослушивания: -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) -начало предложения с заглавной буквы -другие важные для понимания смысла предложения слова

Что нужно записывать во время 1 прослушивания: -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) -начало предложения с заглавной буквы -другие важные для понимания смысла предложения слова

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания: -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения) -начало предложения с заглавной буквы -другие важные для понимания смысла предложения слова

Что НЕ нужно записывать: -вводные слова -длинные причастные и деепричастные обороты -синонимы -повторы

Что НЕ нужно записывать: -вводные слова -длинные причастные и деепричастные обороты -синонимы -повторы

Что НЕ нужно записывать: -вводные слова -длинные причастные и деепричастные обороты -синонимы -повторы

Выделяйте границы предложений

Выделяйте границы предложений

4) Выделяйте границы предложений. В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом.

Обязательно используйте сокращения , но использовать их нужно правильно

Обязательно используйте сокращения , но использовать их нужно правильно

5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно. Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание. Правильное сокращение: «целеустремленный» = «целеустр-ный» Неправильное сокращение: «цел.» - такое слово можно истолковать как угодно. Обязательно потренируйтесь в  своем умении сокращать слова.

После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком

После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.

Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова

Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова

7) Во время второго прослушивания  запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.

Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст

Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.
9) Проверьте черновик на наличие орфографических ошибок! Не забывайте, вы можете пользоваться орфографическим словарем!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022