Тире между подлежащим и сказуемым
Оценка 4.9

Тире между подлежащим и сказуемым

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок в 8 классе Тире между подлежащим и сказуемым.docx

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

 

Цели:

1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении

3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование:

Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной  работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

 

Ход урока

СЛАЙД 1

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

-А вот  о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут…              тире.

- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)

СЛАЙД 2

  Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым

2.Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим  и сказуемым»

Сегодня на уроке мы будем:(Цель)

 

·         Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

·         Углублять знания я о постановке тире в простом предложении

·         Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

·         Воспитывать бережное отношение к слову, к предмету

 

СЛАЙД3

3.А сейчас обратимся к ЭПИГРАФУ  на доске

·         К уроку  я приготовила  эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и  подумайте, как вы их понимаете?)

·         Соотносятся ли они с темой нашего урока?

 

·         А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации

СЛАЙД4

4. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИО знаке препинания  тире

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

 

Я  А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)

 (Лингвистическая сказка)

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

 

ЯСпасибо, ребята.

 

5. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

А к доске идет выполнять:

·         Поморфемныйразбор слов: луноход, поверхность, пространство, прилуниться, испытатель

ПРОВЕРКА(лун-о-ход,по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся,ис-пыт-а-тель)

 

·         В это время по карточкам работают (нужно выделить грамматическую основу предложений,  поставить знаки препинания, определить виды сказуемых)

·         Книга – это лучший подарок

Книга, конечно,  лучший подарок

Хорошая книга как друг

Плохая книга не подарок

Библиотека у него дай Бог каждому

Хорошая книга понятна и доступна

Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок

 

·         А  мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для  совершения  полетов  в космическом пространстве.

( поставить знаки препинания, объяснить постановки знаков препинания, выписать все словосочетания, определить тип связи)

ПРОВЕРКА

* примыкание   -  специально подготовленный

*управление - подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве

*согласование - образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве

 

ЯНа предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?

(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности)

 

Я  В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи

СЛАЙД 6

·         Когда ставится тире

 

1.      гл. н.ф.             гл. неопр.формы

2.      существ.гл. неопр. формы

3.      существ.существ. в имен. падеже

4.      существ.числительн.в имен. падеже

5.      числит.числительн.  в имен. падеже

6.      При помощи слов – это, значит, вот, это значит

7.      Сказуемое выражено фразеологическим оборотом

 

Вывод

 

СЛАЙД 7

·         Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится

 

1.      Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением

2.      Между подлежащим и сказуемым стоит 

·         Вводное слово,

·         Союз( как, точно, будто, что, все равно как)

·         Наречие

·         Частица (не, лишь)

3.      В предложениях разговорного стиля

4.      При обратном порядке следования главных членов предложения

5.      Авторское тире

 

Вывод

СЛАЙД 8

6.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Ø  Расставьте знаки препинания

·         интересная особенность жирафа это его длинная ...

·         Огромный кит вовсе не ...

·         Его огромная пасть не ...

·         ... окраска хамелеона это средство ...

·         Быстрые ноги зайца его единственное ...

·         Многие змеи совсем не ...

·         ... рассказал что вулкан это очень ...

 

Вывод

СЛАЙД  9

Ø  Переделайте предложения

·         Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.

·         Человека считают царем природы не случайно.

·         Серые журавли в нашем крае стали редкостью.

·         Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.

·         Хозяин в поле трактор.

 

 

7. ФИЗМИНУТКА

 

СЛАЙД  10

ЯПродолжаем нашу работу

  СЛАЙД  11

 

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается  в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща!  Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди.

 

Вопросы для анализа

1.Чтение текста уч-ся

2.Тема, озаглавьте

3.Стиль - доказать

4.Тип текста - доказать

5.Основная мысль текста

6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения

7.Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –касаются, загораются, зарослей

8.Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

*Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу

* Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

 

 

 

СЛАЙД   12

8. РЕФЛЕКСИЯ

·         На уроке я задумался над…

·         Я открыл для себя…

·         Урок помог мне…

·         Мои чувства по уроку можно выразить словами…

СЛАЙД 13

 

10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

·         сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова(объем-50 слов)

«Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания     можно назвать «нотами при чтении»?

 

11. ОЦЕНКА. ВЫВОД

Ребята, сегодняшний  современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять  неизведанное  пространство,  пустьхотя  и учебное

СЛАЙД   14

 

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку

А мы с вами запишем предложение

А мы с вами запишем предложение

Быстрые ноги зайца его единственное

Быстрые ноги зайца его единственное

СЛАЙД 12 8. РЕФЛЕКСИЯ ·

СЛАЙД 12 8. РЕФЛЕКСИЯ ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021