Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:
1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование:
Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
СЛАЙД 1
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
-А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
СЛАЙД 2
Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым
2.Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим и сказуемым»
Сегодня на уроке мы будем:(Цель)
· Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
· Углублять знания я о постановке тире в простом предложении
· Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
· Воспитывать бережное отношение к слову, к предмету
СЛАЙД3
3.А сейчас обратимся к ЭПИГРАФУ на доске
· К уроку я приготовила эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и подумайте, как вы их понимаете?)
· Соотносятся ли они с темой нашего урока?
· А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации
СЛАЙД4
4. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИО знаке препинания тире
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Я А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)
(Лингвистическая сказка)
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
ЯСпасибо, ребята.
5. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
А к доске идет выполнять:
· Поморфемныйразбор слов: луноход, поверхность, пространство, прилуниться, испытатель
ПРОВЕРКА(лун-о-ход,по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся,ис-пыт-а-тель)
· В это время по карточкам работают (нужно выделить грамматическую основу предложений, поставить знаки препинания, определить виды сказуемых)
· Книга – это лучший подарок
Книга, конечно, лучший подарок
Хорошая книга как друг
Плохая книга не подарок
Библиотека у него дай Бог каждому
Хорошая книга понятна и доступна
Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок
· А мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для совершения полетов в космическом пространстве.
( поставить знаки препинания, объяснить постановки знаков препинания, выписать все словосочетания, определить тип связи)
ПРОВЕРКА
* примыкание - специально подготовленный
*управление - подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве
*согласование - образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве
ЯНа предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?
(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности)
Я В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи
СЛАЙД 6
· Когда ставится тире
1. гл. н.ф. гл. неопр.формы
2. существ.гл. неопр. формы
3. существ.существ. в имен. падеже
4. существ.числительн.в имен. падеже
5. числит.числительн. в имен. падеже
6. При помощи слов – это, значит, вот, это значит
7. Сказуемое выражено фразеологическим оборотом
Вывод
СЛАЙД 7
· Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится
1. Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
2. Между подлежащим и сказуемым стоит
· Вводное слово,
· Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
· Наречие
· Частица (не, лишь)
3. В предложениях разговорного стиля
4. При обратном порядке следования главных членов предложения
5. Авторское тире
Вывод
СЛАЙД 8
6.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Ø Расставьте знаки препинания
· …интересная особенность жирафа это его длинная ...
· Огромный кит вовсе не ...
· Его огромная пасть не ...
· ... окраска хамелеона это средство ...
· Быстрые ноги зайца его единственное ...
· Многие змеи совсем не ...
· ... рассказал что вулкан это очень ...
Вывод
СЛАЙД 9
Ø Переделайте предложения
· Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
· Человека считают царем природы не случайно.
· Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
· Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
· Хозяин в поле трактор.
7. ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 10
ЯПродолжаем нашу работу
СЛАЙД 11
8. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди.
Вопросы для анализа
1.Чтение текста уч-ся
2.Тема, озаглавьте
3.Стиль - доказать
4.Тип текста - доказать
5.Основная мысль текста
6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения
7.Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –касаются, загораются, зарослей
8.Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
*Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу
* Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
СЛАЙД 12
8. РЕФЛЕКСИЯ
· На уроке я задумался над…
· Я открыл для себя…
· Урок помог мне…
· Мои чувства по уроку можно выразить словами…
СЛАЙД 13
10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
· сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова(объем-50 слов)
«Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания можно назвать «нотами при чтении»?
11. ОЦЕНКА. ВЫВОД
Ребята, сегодняшний современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять неизведанное пространство, пустьхотя и учебное
СЛАЙД 14
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.