ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское свидетельство о публикации в СМИ
нужно еще 1
Свидетельство
о создании эл. портфолио
нужно еще 5
Секретный
подарок
нужно еще 10
Грамота за
информатизацию образования
нужно еще 12
Рецензия
на любой материал бесплатно
нужно еще 15
Инна Чебодаева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Веками наш народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес, наблюдается стремление к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории хакасского народа, а историю своей Родины необходимо знать. Растет интерес к культуре своего народа и у нас, нынешнего поколения. Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – женскому нагрудному украшению, оно является одним из оригинальных украшений хакасской женщины. В процессе работы была изучена научная литература известных ученых историков, этнографов, статьи из журналов, сборников, организованы встречи и беседы с мастерицами села Аскиз, посещен Аскизский краеведческий музей им. Н.Ф.Катанова. Оказывается, в Аскизском краеведческом музее им. Н.Ф.Катанова есть богатая коллекция старинных пого, выполненных искусными руками хакасских мастериц 300,150, 100 лет назад. Особенно привлекает внимание одно старинное пого. Оно обтянуто фиолетовым бархатом, украшено перламутровыми пуговицами, серебряными бубенчиками, металлическими пуговицами царского времени. Возраст пого около 300 лет. В фондах Российского этнографического музея хранится 13 экземпляров пого. С далеких времен главной обладательницей пого считалась сваха. Она надевала его на время свадьбы; самой важной деталью ее убранства считался нагрудник. По складывающимся столетиями законам свахой не могла быть женщина незамужняя или бездетная, т.к. пого – символ плодородия и женского начала. У свахи должно было быть не менее пяти детей. Свадебный комплект свахи был очень богат, насыщен красотой национального женского костюма. Шубу свахи шили из меха норки, выдры, тигра, соболя или лисы, подол шубы подчеркивали атласными лентами и множеством беличьих лапок, а беличьими хвостами украшали головной убор. На шубу одевали «сигедек» и пого, на голову – огромную свадебную меховую шапку, сшитую в форме цилиндра. В XIX веке свадебное пого стало принадлежностью старшей невестки и невесты на свадьбе. Согласно хакасскому обычаю, первое в жизни дочери нагрудное украшение шила для нее мать, относилось оно и к приданому невесты. Девушкам изготавливать данное украшение не разрешалось. Шитье пого представляло собой трудоемкую работу, требовало от умелицы высокого художественного вкуса и мастерства. Оно было одним из дорогостоящих украшений (в конце XIX века пого стоило 150 рублей) и было доступно далеко не каждой хакаске. Семья несла огромные материальные затраты, годами приходилось копить на покупку кораллов, перламутра, ракушек каури и самоцветов. Оно считалось украшением замужней женщины, девушки не носили его. На старых фотографиях начала XX века видно, что пого носили на уровне живота. Позже его стали носить на груди в качестве защиты и оберега органов, находящихся в грудной клетке. В настоящее время пого, как нагрудное украшение, получило широкое распространение среди женщин, девушек, девочек, которые одевают его как на национальные праздники, так и повседневно. При этом положение в обществе и семейное положение женщины уже учитывается мало. ПОГО КАК ОБЕРЕГ- Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. У многих ученых отмечается, что по древнему представлению, пого оберегает жизненную силу человека от злых сил. Любые украшения в традиционной культуре несли какую-либо символическую нагрузку. Данное утверждение относится и к пого: во времена наших предков данное украшение могли носить только замужние женщины, начиная с момента свадьбы, то есть способные к деторождению, (вдовам пого носить не разрешалось) и во время свадеб своих младших родственниц или знакомых. Пого, являясь частью свадебного костюма, указывало на статус основных участниц свадебного ритуала. Легко можно предположить, что оно имело обережную функцию. Но что же символизировало собой пого? На этот вопрос можно ответить, лишь проследив значение как предмета в целом, так и его отдельных элементов. Известный хакасский ученый В.Я. Бутанаев предполагает, что в изображении пого «мы встречаем изображение богини Умай» [1], которая являлась, по представлениям, хакасов, покровительницей женщин, помощницей в родах. В своей статье «Культ богини Умай у хакасов» [2] он пишет: «В настоящее время никто из хакасов не помнит значение этого нагрудника. Однако при внимательном изучении рисунка пого становится ясным, что здесь имеется стилизованное изображение лица каменных баб (окуневского времени)». Известно, что бездетные женщины обращались за помощью к женским каменным изваяниям Иней тас. Возможно, по мнению В.Я. Бутанаева, это изображение женской богини плодородия, которое, на наш взгляд соответствует Умай. Таким образом, пого связано с культом богини Умай, которая дает души детей. Так молодой семье желали потомство. Богиня Умай, известная многим тюркоязычным народам, следит за рождением детей и оберегает их от болезней. Умай (по-хакасски Ымай-иче) – духовная мать всех детей, живущих на земле, хранительница детских душ и покровительница всех беременных и рожениц. Хакасы полагали, что Умай незримо присутствовала при рождении ребенка и оберегала его до трех лет. Свадебный обряд воспринимался как символическая смерть и возрождение в новом качестве. Как утверждают ученые, пого одевали не только с целью пожелания детей. Невеста действительно становилась женщиной, способной к деторождению и сама «рождалась» в новом качестве. Слово «умай» также обозначает послед, сущность жизни, душу человека. Умай связана с божеством огня, покровительствует не только детям, а размножению и жизни людей вообще. Исследователи древнетюркской эпохи отмечают, что Умай, упоминаемая уже в древнетюркских орхонских надписях, это не только женское божество, но и подательница победы. Так как Богиня Умай первоначально связывалась с военной победой, нагрудник пого, вероятнее всего, восходит к воинским доспехам. То, что одним из атрибутов богини были лук и стрела, которые так же осмыслялись хакасами, как душа младенца-мальчика, не может являться случайным. Интересные сведения приводит В.Я. Бутанаев. «Хакасы считали, что на стенах пещеры внутри горы Ымай тасхыл – обиталище богини – висели колыбели с душами детей». [2], Причем, души девочек представлялись в виде коралловых бусин суру. Когда рождалась девочка, то во время обряда захоронения последа ей дарили три перламутровые пуговицы тана. Вероятно, что они употреблялись при шитье для нее пого. По утверждению народных мастериц, пого защищало женщин от нечистой силы, оберегало их души. По поверью хакасов, если душу украдет нечистая сила или она покидает человека, он заболевает или умирает. Поэтому нужно оберегать душу, и орнамент пого выполнял функцию оберега. По мнению тех же самых народных мастериц, на пого изображено лицо черта (айна). Тогда возникает вопрос: почему хакасы так уважали дух нечистого, а его разрисованный лик, как оберег своей души, носили на груди? Наверное, считали, что изображение подземного владыки защищает от злых духов. По этой же причине использовали раковины каури - змеиные головки. Хакасы считали змею символом нечистой силы. Поэтому змеиный череп пришивали к пого, привязывали к колыбели. По поверью хакасов, нужно с уважением относиться к нечистой силе, нужно постараться уничтожить все, что угрожает людям. Пого также служило оберегом беременных женщин. Оно не только украшало, но как бы закрывало всю женщину. Серебряные монеты, пуговицы отпугивали нечистую силу своим чистым звуком. Звенящее украшение имело и практическую ценность – женщину, заблудившуюся в лесу, находили по звону монет, висящих на пого. Такие пого обычно делали женщины подтаежных аалов. Таким образом, у тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком, указывающим на возраст, пол и семейное положение. Соразмерность и чистота линии, плавность и сдержанность узоров отражают эстетический вкус народа. Представители разных народностей – кызыльцы, шорцы, сагайцы, качинцы – украшали пого по-своему, каждый рисунок был своеобразен. Но в пого обязательно должны быть глаза, рот, уши – без глаз оно считалось неживым. Порой встречаются пого и с тремя глазами, что символизирует духовное зрение, означает умение видеть необычное. К пого пришивали пуговицы, между ними накладывались бусы или бисер, имеющие форму сердца, почек и другие. Рисунок сердце (чербе или чурек) означает любовь, почка (пугурек) – зарождение жизни, бараний рог (хуча муузi) – богатую и насыщенную жизнь. Концы рогов также отличаются: есть круглые (тогылах), острые (устыг), квадратные (пулууныг), кривые (игiр) и т.д. По краям пого обрамляют мелкие пуговицы, внизу подвешиваются украшения из монет (чачах). Красный цвет. На многих языках красный значит – красивый. В Китае человека с открытым сердцем называют «красное сердце». Красный цвет сравнивается с кровью и горящим огнем, он отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь, но и – вражду, месть, войну. Красные нити, кораллы, цветы отгоняют нечистые силы, оберегают от дурного глаза. Белый цвет. Он выражает чистоту, невинность, доброту, радость. Его сравнивают с древним светом, с небесными светилами. Этот цвет подразумевает искренность, правду. Желтый, оранжевый цвет. Он поднимает настроение, радует сердце. Это цвет золота, его с древнейших времен считали застывшим светом солнца. Это цвет осени, цвет спелой пшеницы, падающих листьев. При вышивании пого хакасы пользовались привезенными из Китая золотыми нитками. В некоторых источниках отмечается, что « желтый цвет вообще не использовали, т.к. считали его цветом болезни, присущим горным девушкам, Таг хыстары. Только они могли надевать желтую одежду» [4]. Синий цвет. Это цвет неба, моря, реки; он объединяет два противоположных понятия – неистовость и спокойствие. От него веет холодом, он символизирует тень. Хакасы синий цвет связывают с небом и бесконечной жизнью, сравнивают с непознанной тайной. Зеленый цвет. Это цвет зеленой травы, зеленых листьев; он символизирует надежду, музыку и юность, нечто несозревшее, неокрепшее. У хакасов в геометрическом орнаменте декоративно-прикладного искусства большую часть занимает символ круга. Особенности символики круга у народов сибирского региона трактуются по-разному. Круг означает целостность, единство, непрерывность в развитии жизни человека. Круг, три круга широко использовались в орнаментах одежды. Умершую женщину хоронили вместе с пого, поэтому старинное пого встречаются очень редко. Наши предки тайну пого унесли вместе. В настоящее время ясно, что человек, живущий в гармонии с природой, будет здоров и благополучен. Такой глубокий смысл заложен в каждом пого.

  • Исследовательские работы
  • Технология
  • Доп. образование детей

Все файлы материала: