Традиции Хакасского Народа
Оценка 4.7

Традиции Хакасского Народа

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология +1
Взрослым
09.05.2017
Традиции Хакасского Народа
Веками наш народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес, наблюдается стремление к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории хакасского народа, а историю своей Родины необходимо знать. Растет интерес к культуре своего народа и у нас, нынешнего поколения. Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – женскому нагрудному украшению, оно является одним из оригинальных украшений хакасской женщины. В процессе работы была изучена научная литература известных ученых историков, этнографов, статьи из журналов, сборников, организованы встречи и беседы с мастерицами села Аскиз, посещен Аскизский краеведческий музей им. Н.Ф.Катанова. Оказывается, в Аскизском краеведческом музее им. Н.Ф.Катанова есть богатая коллекция старинных пого, выполненных искусными руками хакасских мастериц 300,150, 100 лет назад. Особенно привлекает внимание одно старинное пого. Оно обтянуто фиолетовым бархатом, украшено перламутровыми пуговицами, серебряными бубенчиками, металлическими пуговицами царского времени. Возраст пого около 300 лет. В фондах Российского этнографического музея хранится 13 экземпляров пого. С далеких времен главной обладательницей пого считалась сваха. Она надевала его на время свадьбы; самой важной деталью ее убранства считался нагрудник. По складывающимся столетиями законам свахой не могла быть женщина незамужняя или бездетная, т.к. пого – символ плодородия и женского начала. У свахи должно было быть не менее пяти детей. Свадебный комплект свахи был очень богат, насыщен красотой национального женского костюма. Шубу свахи шили из меха норки, выдры, тигра, соболя или лисы, подол шубы подчеркивали атласными лентами и множеством беличьих лапок, а беличьими хвостами украшали головной убор. На шубу одевали «сигедек» и пого, на голову – огромную свадебную меховую шапку, сшитую в форме цилиндра. В XIX веке свадебное пого стало принадлежностью старшей невестки и невесты на свадьбе. Согласно хакасскому обычаю, первое в жизни дочери нагрудное украшение шила для нее мать, относилось оно и к приданому невесты. Девушкам изготавливать данное украшение не разрешалось. Шитье пого представляло собой трудоемкую работу, требовало от умелицы высокого художественного вкуса и мастерства. Оно было одним из дорогостоящих украшений (в конце XIX века пого стоило 150 рублей) и было доступно далеко не каждой хакаске. Семья несла огромные материальные затраты, годами приходилось копить на покупку кораллов, перламутра, ракушек каури и самоцветов. Оно считалось украшением замужней женщины, девушки не носили его. На старых фотографиях начала XX века видно, что пого носили на уровне живота. Позже его стали носить на груди в качестве защиты и оберега органов, находящихся в грудной клетке. В настоящее время пого, как нагрудное украшение, получило широкое распространение среди женщин, девушек, девочек, которые одевают его как на национальные праздники, так и повседневно. При этом положение в обществе и семейное положение женщины уже учитывается мало. ПОГО КАК ОБЕРЕГ- Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. У многих ученых отмечается, что по древнему представлению, пого оберегает жизненную силу человека от злых сил. Любые украшения в традиционной культуре несли какую-либо символическую нагрузку. Данное утверждение относится и к пого: во времена наших предков данное украшение могли носить только замужние женщины, начиная с момента свадьбы, то есть способные к деторождению, (вдовам пого носить не разрешалось) и во время свадеб своих младших родственниц или знакомых. Пого, являясь частью свадебного костюма, указывало на статус основных участниц свадебного ритуала. Легко можно предположить, что оно имело обережную функцию. Но что же символизировало собой пого? На этот вопрос можно ответить, лишь проследив значение как предмета в целом, так и его отдельных элементов. Известный хакасский ученый В.Я. Бутанаев предполагает, что в изображении пого «мы встречаем изображение богини Умай» [1], которая являлась, по представлениям, хакасов, покровительницей женщин, помощницей в родах. В своей статье «Культ богини Умай у хакасов» [2] он пишет: «В настоящее время никто из хакасов не помнит значение этого нагрудника. Однако при внимательном изучении рисунка пого становится ясным, что здесь имеется стилизованное изображение лица каменных баб (окуневского времени)». Известно, что бездетные женщины обращались за помощью к женским каменным изваяниям Иней тас. Возможно, по мнению В.Я. Бутанаева, это изображение женской богини плодородия, которое, на наш взгляд соответствует Умай. Таким образом, пого связано с культом богини Умай, которая дает души детей. Так молодой семье желали потомство. Богиня Умай, известная многим тюркоязычным народам, следит за рождением детей и оберегает их от болезней. Умай (по-хакасски Ымай-иче) – духовная мать всех детей, живущих на земле, хранительница детских душ и покровительница всех беременных и рожениц. Хакасы полагали, что Умай незримо присутствовала при рождении ребенка и оберегала его до трех лет. Свадебный обряд воспринимался как символическая смерть и возрождение в новом качестве. Как утверждают ученые, пого одевали не только с целью пожелания детей. Невеста действительно становилась женщиной, способной к деторождению и сама «рождалась» в новом качестве. Слово «умай» также обозначает послед, сущность жизни, душу человека. Умай связана с божеством огня, покровительствует не только детям, а размножению и жизни людей вообще. Исследователи древнетюркской эпохи отмечают, что Умай, упоминаемая уже в древнетюркских орхонских надписях, это не только женское божество, но и подательница победы. Так как Богиня Умай первоначально связывалась с военной победой, нагрудник пого, вероятнее всего, восходит к воинским доспехам. То, что одним из атрибутов богини были лук и стрела, которые так же осмыслялись хакасами, как душа младенца-мальчика, не может являться случайным. Интересные сведения приводит В.Я. Бутанаев. «Хакасы считали, что на стенах пещеры внутри горы Ымай тасхыл – обиталище богини – висели колыбели с душами детей». [2], Причем, души девочек представлялись в виде коралловых бусин суру. Когда рождалась девочка, то во время обряда захоронения последа ей дарили три перламутровые пуговицы тана. Вероятно, что они употреблялись при шитье для нее пого. По утверждению народных мастериц, пого защищало женщин от нечистой силы, оберегало их души. По поверью хакасов, если душу украдет нечистая сила или она покидает человека, он заболевает или умирает. Поэтому нужно оберегать душу, и орнамент пого выполнял функцию оберега. По мнению тех же самых народных мастериц, на пого изображено лицо черта (айна). Тогда возникает вопрос: почему хакасы так уважали дух нечистого, а его разрисованный лик, как оберег своей души, носили на груди? Наверное, считали, что изображение подземного владыки защищает от злых духов. По этой же причине использовали раковины каури - змеиные головки. Хакасы считали змею символом нечистой силы. Поэтому змеиный череп пришивали к пого, привязывали к колыбели. По поверью хакасов, нужно с уважением относиться к нечистой силе, нужно постараться уничтожить все, что угрожает людям. Пого также служило оберегом беременных женщин. Оно не только украшало, но как бы закрывало всю женщину. Серебряные монеты, пуговицы отпугивали нечистую силу своим чистым звуком. Звенящее украшение имело и практическую ценность – женщину, заблудившуюся в лесу, находили по звону монет, висящих на пого. Такие пого обычно делали женщины подтаежных аалов. Таким образом, у тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком, указывающим на возраст, пол и семейное положение. Соразмерность и чистота линии, плавность и сдержанность узоров отражают эстетический вкус народа. Представители разных народностей – кызыльцы, шорцы, сагайцы, качинцы – украшали пого по-своему, каждый рисунок был своеобразен. Но в пого обязательно должны быть глаза, рот, уши – без глаз оно считалось неживым. Порой встречаются пого и с тремя глазами, что символизирует духовное зрение, означает умение видеть необычное. К пого пришивали пуговицы, между ними накладывались бусы или бисер, имеющие форму сердца, почек и другие. Рисунок сердце (чербе или чурек) означает любовь, почка (пугурек) – зарождение жизни, бараний рог (хуча муузi) – богатую и насыщенную жизнь. Концы рогов также отличаются: есть круглые (тогылах), острые (устыг), квадратные (пулууныг), кривые (игiр) и т.д. По краям пого обрамляют мелкие пуговицы, внизу подвешиваются украшения из монет (чачах). Красный цвет. На многих языках красный значит – красивый. В Китае человека с открытым сердцем называют «красное сердце». Красный цвет сравнивается с кровью и горящим огнем, он отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь, но и – вражду, месть, войну. Красные нити, кораллы, цветы отгоняют нечистые силы, оберегают от дурного глаза. Белый цвет. Он выражает чистоту, невинность, доброту, радость. Его сравнивают с древним светом, с небесными светилами. Этот цвет подразумевает искренность, правду. Желтый, оранжевый цвет. Он поднимает настроение, радует сердце. Это цвет золота, его с древнейших времен считали застывшим светом солнца. Это цвет осени, цвет спелой пшеницы, падающих листьев. При вышивании пого хакасы пользовались привезенными из Китая золотыми нитками. В некоторых источниках отмечается, что « желтый цвет вообще не использовали, т.к. считали его цветом болезни, присущим горным девушкам, Таг хыстары. Только они могли надевать желтую одежду» [4]. Синий цвет. Это цвет неба, моря, реки; он объединяет два противоположных понятия – неистовость и спокойствие. От него веет холодом, он символизирует тень. Хакасы синий цвет связывают с небом и бесконечной жизнью, сравнивают с непознанной тайной. Зеленый цвет. Это цвет зеленой травы, зеленых листьев; он символизирует надежду, музыку и юность, нечто несозревшее, неокрепшее. У хакасов в геометрическом орнаменте декоративно-прикладного искусства большую часть занимает символ круга. Особенности символики круга у народов сибирского региона трактуются по-разному. Круг означает целостность, единство, непрерывность в развитии жизни человека. Круг, три круга широко использовались в орнаментах одежды. Умершую женщину хоронили вместе с пого, поэтому старинное пого встречаются очень редко. Наши предки тайну пого унесли вместе. В настоящее время ясно, что человек, живущий в гармонии с природой, будет здоров и благополучен. Такой глубокий смысл заложен в каждом пого.
реф пого.docx
ВВЕДЕНИЕ Актуальность   темы   исследования:   Исследование   культурно­ В ходе исследования поставлены следующие задачи: Целью   работы   является:   Культурологический   анализ   основных   Одним   из   важных   элементов   этнической   культуры,   отличающимся значительной   устойчивостью   и   преемственностью,   ярким   выразителем   ее специфических черт и уровня развития, является традиционный костюм и, в частности,   украшения.   Украшения   как   древнейшее   полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние   религиозные   представления   и   особенности   художественных традиций, один из традиционных объектов этнографических исследований. На различных этапах развития общества менялись не только средства и способы ношения   украшений,   но   и   их   назначение.   С   древнейших   времен   люди создавали украшения не только из эстетических соображений, но из­за веры в приписываемые   им   чудодейственные   свойства.   Не   случайно   первыми украшениями человека были перья и клюв птиц, когти и клыки животных, одна  изначальных  функций  украшений­  магическая.  Исследователей  всегда привлекали украшения различных племен и народов.   исторического опыта традиционной хакасской культуры.   элементов нагрудных украшений хакасов «Пого».   ­ изучить научно­популярную литературу; ­   изучение   исторических   фактов   возникновение   нагрудного   женского украшения «Пого»; ­   применение   бисера   для   нагрудного   украшения   в   современных   условиях.   Объект   исследования:   Исследование   ремесла   нагрудного   украшения хакасского «Пого».   «Пого».   ­   ознакомиться   с   общей   технологией   изготовление   ювелирных   украшений; ­проектирование эскиза; ­ практическая работа по изготовлению.    В   основу   исследования   положена   гипотеза:   Если   изучить   научно­ популярную   литературу,   исторические   факты   возникновение   нагрудного женского украшения хакасов «Пого» то можно провести культурологический анализ основных элементов нагрудных украшений.  Предмет   исследования:   Нагрудные   украшения   хакасского   народа Методы исследования: История пого    В   Хакасии   традиции   народного   костюма   не   забыты,   а   народное украшение с орнаментом ­ пого ­ до сих пор  создают и носят. Мало  того, классическая   форма   пого   включена   в   состав   Государственного   герба Республики Хакасия. Пого, расшитое бисером и бусинами, а также перламутром и кораллами, напоминает по форме маленький передник. Его история удивительно давняя: найдены   каменные   статуи   двухтысячелетней   давности,   на   которых изображены богини с этим украшением на груди. В хакасском героическом эпосе «Ай­Хуучин» упоминается этот элемент местной культуры: «Пого ее из золота   под   лучами   луны   играло,   пого   ее   из   серебра   под   лучами   солнца сверкало». ПОГО­ ЖЕНСКОЕ НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ ХАКАСОВ   Съемные   украшения,   несомненно,   придают   своеобразие   и   специфику хакасскому   костюму,   в   котором   отражается   весь   комплекс   традиционной культуры   народа.   Современное   бытование   этих   предметов   связано   с   еще сохраняющимися   в   сознании   людей   традиционными   представлениями   о хранительной   и   множительной   силе   хакасских   украшений.   Одно   из оригинальных украшений хакасской женщины является нагрудное украшение пого,  которое имеет глубокие исторические корни. На   некоторых   каменных   изваяниях,   относящихся   к   Окуневской культуре (2 тысячи лет до нашей эры), личины напоминают современное пого. Они   представляют   совершенно   уникальное   явление,   которое   смело   можно ставить в один ряд с другими шедеврами древних цивилизаций, такими, как каменные   скульптуры   острова   Пасхи,   Центральной   Америки   и   другими чудесами   Старого   и   Нового   Света.   Пого   –   украшение   полусферическое, иногда   подковообразное   по   форме,   размером   от15х15см   до   25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми   круглой   формы   бляшками   тана   с   кораллом   по   середине. Жесткая   основа   –   чаба   делается   из   нескольких   одинаково   выкроенных лоскутов   материи   по   форме   нагрудника,   затем   все   они   поочередно проклеиваются   между   собой   сваренным   из   муки   клейстером.   Когда   он высохнет, то получится плотная, но гибкая основа для вышивки, или берется кусок дубленной или тонкой кожи и вырезается пого. Термин чаба­ чамана хакасском диалекте сохранился еще в значении «кожа, шкура».   На   ткань   наносили   узор,   по   которому   и   вышивали.   Прикрепляли   к   пого завязки и носили на груди или животе. Носили его поверх платья или шубы. На   основу   сначала   прикреплялись   от   трех   до   пяти   круглых перламутровых тана с коралловым глазком. Затем каждая тана обшивалась бисерными   или   коралловыми   низками.   Основной   акцент   был   на перламутровые   тана.   Их   нечетное   количество   –   обязательное   правило, которое   соблюдается   до   сих   пор.   Расположение   круглых   тана   подчинено схемам,  издревле встречающимся на каменных изваяниях. В изделиях конца 19 века перламутровые тана заменяются ажурными пластинами, круглыми или овальными пуговицами. Неизменным остается четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко –семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.   Нередко   на   пого   можно   увидеть   раковины   каури.  Они   известны   как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху.     Сразу же у меня возник вопрос, откуда брали хакасы в те времена кораллы и ракушки «каури». Оказывается, покупали у приезжих торговцев, привозивших их из Индии, причем по завышенной цене (могли и вола отдать за одну крупную бусину).   Пого являлось частью свадебного обряда: его носили свахи. Когда   пого   перестало   быть   исключительно   атрибутом   ритуалов,   его стали носить все: и замужние женщины, и девушки. Последние надевали пого меньших размеров и менее округлое. Свое первое «настоящее» украшение они вышивали   перед   своей   свадьбой,   обучаясь   под   руководством   старших наносить правильные узоры в предписанной традициями цветовой гамме. Или за   них   это   делали   их   матери.   Белый   цвет   (или   молочный),   а   это   жемчуг, ракушки,   серебро, ­   символ   женского   начала,   материнского   молока, материнства. Красный ­ коралл, рубин ­ радость. Желтый ­ янтарь, золото ­ солнечный свет, тепло. Голубой ­ бирюза ­ постоянство, верность. Раковины   каури   по­хакасски   называется   чысланас,   что   в   переводе значит:   чыслан   –   змея,   нас   (пас)   –   голова,   предположительный   перевод   – «Голова змеи». И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури   называют,   тибе   тiзi   (буквально:   зуб   верблюда   ).   Одно   из   принятых русских названий  раковины каури – ужовка,  что соответствует  по  смыслу приведенному   ранее.   У   хакасов   считается,   что   раковина   каури   обладает свойством притягивать душу ребенка. В музейных коллекциях пого раннего периода   нет   бахромы,   выполненной   из   бисера   или   гирлянд   из   них, завершающих   изделие,   хотя   на   них   есть   следы   их   бытования.   Это   можно объяснить двумя причинами:  1. Бахрома из бисера появилась позже;   2.   Бахрома   отпарывалась,   когда   украшение   передавалось   в   руки коллекционеров.   При   изготовлении   современных   пого,   мастерицы   используют   либо прежние,   доставшиеся   от   матери   традиционные   тана,   либо   бисер   или коралловые   бусы,   но   чаще   прибегают   к   простому   бисеру   и   бусам, предлагаемых   современной   торговлей.   Неизменными   остаются   форма изделия, характер вышивки. Длинные ремешки, часто зашитые перламутром или   металлическими   бляшками,   позволяют   предположить,   что   раннее музейные   пого   должны   были   находиться   на   уровне   живота   женщины. Современные женщины носят их на уровне груди. Назначение   пого   связано   с   важным   событием   в   жизни   человека   ­ вступлением   в   брак,   созданием   семьи.   Пого   одевали   замужние,   семейные, многодетные   женщины   (именно   они   могли   выступать   в   роли   свах).   Оно одевалось поверх праздничной (в литературе – свадебной) одежды. Обычно пого   делала   мать   еще   до   замужества   дочери,   но   бывало,   что   уже   после свадьбы   пого   для   своей   жены   изготавливал   муж.   (Бутанаев,   1996г).   В   этимологическом   словаре Представляет   интерес   термин   пого. древнетюркского   языка   основа   ба­значит   «привязывать,   связывать, повязывать»,   баг   –   «повязка,   узел,   родовой   узел»,   баграм   –   «праздник», багатур   –   «великий,   величие».   Изменяясь   во   времени,   термин   пого   мог вобрать в себя и сохранил на наш взгляд, значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную   смысловую   нагрузку.   Кроме   того,   есть   глагол   паг   –   палгирге   ­ завязывать узел.  Можно   предположить,   что   у   древних   хакасов   жизнь   человека   от рождения до смерти проходила при «участии» святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, процветания. Исследователи не без основания видят в хакасском пого отдаленные аналоги с изображением личин каменных изваяний Иней тас Окуневской культуры. Форма пого – полусфера, современные мастера делают стилизованные:    почкообразной формы и в форме сердца. Полусфера – это наиболее важная деталь,   несущая   главную   семантическую   нагрузку.   Видимо   полусфера символизирует   небосвод,   поэтому   строго   выполняется   во   всех   нагрудных украшениях.   Тана   как   солярный   символ   пого   часто   имеет   форму   круга   с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы. Много столетий тому назад хакасские женщины вышивали пого, не только как украшение, но и как оберег от несчастий и злых духов. По поверью   хакасов,   если   душу   украдёт   нечистая   сила   или   она   покидает человека,   он   заболевает   или   умирает.   Поэтому   нужно   оберегать   душу,   и орнамент   пого   выполняет   функцию   оберега.   С   далёких   времён   главной обладательницей пого считалась сваха. Она одевала его на время свадьбы, самой важной деталью её убранства считался нагрудник. По складывающимся столетиями законам свахой не может быть незамужняя или бездетная, так как пого – символ плодородия и женского начала. У свахи должно было быть не менее пяти детей. Это украшение замужней женщины. Оно передавалось как семейная реликвия от матери к дочери. Его готовили женщины своим дочерям перед свадьбой.     Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. По преданию надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом древней богини Умай (божество, охраняющее материнство и младенчество), охранительницей детских душ. В старинных пого можно проследить орнаментальные схемы, ведущие начало из глубины веков. Они близки узорам на личинах каменных изваяний Минусинских степей III – II тысячелетий до нашей эры. Большие перламутровые   пуговицы   образуют   глаза,   нос,   рот,   уши   –   без   глаз   оно считалось   неживым.   Иногда   можно   увидеть   на   лбу   третий   глаз,   что символизирует духовное зрение, означает умение видеть необычное. Каждый узор   несёт   сакральный   смысл.   Число   элементов   на   женском   украшении должно   быть   обязательно   нечётным.   И   таких   элементов   в   работах рукодельниц очень много. По форме оно напоминает почку (зарождение жизни), часто встречается   в  форме   круга,   есть   изображение,  означающее   связь   трёх   миров:   верхнего (космического),   среднего   (земного)   и   нижнего   (подземного).   Также встречается   и   квадрат   как   символ   земли   и   неба.   Пого   в   форме   сердца (любовь) говорит о добром, широком сердце.    Основу,   вырезанную   в   виде   полумесяца   с   закруглёнными   рожками, обтягивали   плисом   или   бархатом,   обшивали   перламутровыми   пуговицами, кораллами, бисером в виде кругов, сердечек, трилистников, почек и других узоров,  раковинами  «каури»,  которые   привозились   с  далёкого   Индийского океана. Вдоль бортов нагрудник пого окаймлялся жемчужными пуговицами. По   нижнему   краю   пускалась   бахрома   из   бисера   с   мелкими   серебряными монетками   на   концах,   которые   отпугивали   нечистую   силу   своим   чистым звуком.   Ныне, в основном следуя традиционным схемам, мастера вносят в композицию немало своего, придерживаясь других орнаментальных ритмов. В настоящее   время   пого   как   нагрудное   украшение   получило   широкое распространение   среди   хакасских   женщин,   которые   одевают   его   на   любой праздник. Пого имеет   две   основные   магические   функции:   охранительную   и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека:   грудь,   живот.   Их   охраняли   перламутровые тана –   сам   по   себе исцеляющий   охранительный   материал.   Раковины   каури   отпугивали   злых духов,   кораллы   приносят   богатство.   Ряды   бисера   вкруговую   и   бахрома   – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.                               Традиции связанные с пого Узоры раньше повторяли традиционные орнаменты, сейчас же каждый мастер вносит что­то свое, поскольку и материалы сейчас доступны более разнообразные, и соблюдение традиций необязательно. Однако первоначально украшение имело обережную функцию, служило защитой от злых духов, а потому   и   каждая   деталь   узора   в   те   времена   играла   определенную   роль. Круглые   перламутровые   пуговицы ­   солярные   символы   (знаки   солнца   или луны).   В   середине   пуговицы —   коралловая   бусина,   означавшая   «небесное око». Вокруг большой пуговицы­круга ­ мелкие (лучи), а также бисер (свет). Много солярных знаков (от трех до одиннадцати, нечетное количество) на пого вышивали, чтобы передать движение светила по небосводу. Кроме того, вышивались   растительные   мотивы   и   иногда   рога   барана   как   символ плодородия. Раковины «каури», как считалось, притягивали душу ребенка. Низки   из   бисера   в   монетами   на   конце   по   нижнему   краю   пого ­   символ материального благополучия. Круговорот солнца символизировал бессмертие. Пого как пожелание всех благ))                                            ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Изучив   историю   возникновения   нагрудного   украшения   хакасов,   мы узнали   очень   многое   то   что   украшения   всегда   наделялись   особыми свойствами:   выступали   в   качестве   оберегов,   хранителей   души   человека, обладая   особенной   силой   против   нечистых   духов;   служили   как   бы овеществленным   носителем   будущего   семейного   благополучия,   а   также знаком половозрастного и семейного статуса. Все изделия и предметы быта украшались   разнообразными   узорами,   которые   служили   основой декоративных украшений. Посредством этих орнаментов мастера передавали чувство   прекрасного   к   природе   и   жизни,   так   как   узор,   составляющий орнамент   нес   символический   замысел   художника   (мастера).   Особенно богатый орнаментальный декор имеют женские украшения. Изделие ценилось больше по своему декоративному оформлению нежели по качеству материала. Богатые   украшения   владельцев,   особый   символ   знатности.   Дорогой   набор металлических   украшений   могли   иметь   богатые,   низшие   социальные   слои ограничивались   лишь   недорогими   серьгами   и   кольцами,   а   беднейшие категории   населения   вовсе   не   имели   каких­   либо   украшений. В   последние   годы   в   Хакасии   наблюдается   тенденция   к   возрождению   и сохранению   забытых   народных   обычаев   и   традиций.   Растет   интерес   к культуре   своего   народа   и   у   подрастающего   поколения.   Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде. Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву   принадлежит   пого­   характерному   женскому   нагрудному   украшению. Особую   популярность   пого   имеет   и   у   современной   молодежи.   Для   меня оказалось самым доступный материал бисер. Мы решила сшить «Пого» из бисера.   Для   этого   мы   использовала   следующие   материалы:   ткань,   картон, бисер   и   пайетки.     Бусы   и   бисер   известны   своими   охранно­   магическими свойствами.   Цвета   бисера   на   нашем   изделии   были   выбраны   не   случайно. Именно белый цвет олицетворяет для девушки чистоту его души и сочетается с черным цветом. Современный   хакасский   наряд,   как   и   в   прошлом,   невозможно   представить   без   разнообразных   украшений.   Каждая   девушка,   надевая нагрудное   украшение,   не   только   подчеркивает   свою   красоту, индивидуальность, но будет помнить, дорожить ценностями своего народа, достойно представляя его лицо, неповторимой и самобытный облик.    Сейчас   на   местные   традиционные   праздники   женщины,   живущие   в Хакассии, неизменно надевают пого, поэтому их делают и сейчас. Вышивают из современных материалов, не всегда соблюдая каноны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Декоративно­ прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные   изделия   из   железа   и   бронзы,   орнамент   и   аппликации   из   кожи, инкрустации, художественное шитье. В последние годы в Республике Хакасия наблюдается   тенденция   к   возрождению   и   сохранению   забытых   народных обычаев   и   традиций.   Растет   интерес   к   культуре   своего   народа   и   у подрастающего   поколения.   Элементы   национальной   одежды,   украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде. Среди большого числа   хакасских   украшений   первенство   по   праву   принадлежит   пого– характерному женскому нагрудному украшению. Особую популярность пого имеет и у современной молодежи, потому так важно научить детей выполнять это украшение. Мы живем в огромной стране, имя которой Россия. Много народов   и   народностей   живут   в   нашей   стране   в   мире   и   согласии.   Они помогают друг другу, уважают и чтут традиции, они знают и понимают, что только дружба, мир и согласие помогут выжить в самых сложных жизненных ситуациях. ЛИТЕРАТУРА   Каури   //   Уральский   следопыт   1.Буруковский   Р. ­1993. 2.   Бутанаев   В.Я.   Традиционная   культура   и   быт   хакасов   –   Абакан,   1996. 3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – Т.И.Э. т.81, 1963. 4.   Иллюстрированная   этнография   хакасов   (альбом   фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП   “Наука”   Кидиекова   И.К.   Народное   искусство   в   традиционной культуре   ХакНИИЯЛИ. 5. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как 1990. 6.   Миловский   А.   Без   пого   не   бывает   свадьбы   //   Вокруг   света,   1981  7.   Миловский   А.   Пого   из   Хакасии   //   Декор.искусство   СССР,   1985  8.   Потачаков К.М Очерки материальной культуры хакасов – Абакан, 1982. исторический   Хакасов. Рукописный источник   –   М.:   Наука,     фонд

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа

Традиции Хакасского Народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017