ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.04.2017
В последнее время кардинальные изменения происходят в мире. Меняются общепринятые нормы, традиции, ценности. Меняется мировоззрение людей. Трудности проявляются в различных сферах жизни: в профессиональной, трудовой деятельности, в учебе, в межличностных отношениях, в любви и выборе спутника жизни, в семейных отношениях, в создании значимого для человека круга общения, социальной микросреды. Причем, даже если у индивида есть удачные стереотипы поведения, пригодные для ряда ситуаций, то их относительная успешность в одних обстоятельствах не работает в других. В связи с этим, Человек находится в постоянном поиске чего – то нового. Внимание к инновационной деятельности является характерной чертой современного этапа отечественной образовательной системы.
Таким образом, инновационные процессы в образовании есть проявление развития новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, новаторского подхода к организации учебно-воспитательного процесса.документ
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ.docx
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И
ПРАКТИКЕ
Джанатаева Жанылай Сериковна
Магистр психологии, педагогпсихолог высшего уровня квалификации второй
категории ГУ «Боровская средняя школа имени А.Чутаева отдела
образования акимата Мендыкаринского района»
zabilova@mail.ru
В последнее время кардинальные изменения происходят в мире. Меняется все…
Меняются общепринятые нормы, традиции, ценности. Меняется мировоззрение людей.
Трудности проявляются в различных сферах жизни: в профессиональной, трудовой
деятельности, в учебе, в межличностных отношениях, в любви и выборе спутника жизни, в
семейных отношениях, в создании значимого для человека круга общения, социальной
микросреды. Причем, даже если у индивида есть удачные стереотипы поведения, пригодные
для ряда ситуаций, то их относительная успешность в одних обстоятельствах не работает в
других.
В связи с этим, Человек находится в постоянном поиске чего – то нового. Внимание к
инновационной деятельности является характерной чертой современного этапа отечественной
образовательной системы.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не
может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии
целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы,
учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем
многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных
и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С
внедрением в учебновоспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель
все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них
специальной психологопедагогической подготовки, так как в профессиональной
деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и
современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.
На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических
инноваций.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство
и процесс предполагает введение чеголибо нового. Применительно к педагогическому
процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации в образовании процесс совершенствования педагогических технологий,
совокупность методов, приёмов и средств обучения. Один из существенных компонентов
образовательной деятельности любого учебного заведения.
Педагогические инновации это нововведения в области педагогики, целенаправленное
прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы
(новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой
образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов
образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий,
капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Существует три условия, при которых инновации в психологической науке создают
долгосрочные преимущества:
• инновации базируются на новых принципах, бросающих вызов традиционному
образованию;
• инновации должны быть системными, включающими большой спектр методов и
процессов;
• инновации являются частью непрерывного процесса нововведений, со временем
приводящего к усовершенствованиям.
В современной психологии распространен метод исследования, пришедший из
психологии индивидуальных различий: группе испытуемых даются опросники, по полученным
результатам вычисляются статистики, по ним, в свою очередь, делаются выводы о наличии
или отсутствии связи между некоторыми психическими процессами. Также используется
факторный анализ, с помощью которого выделяются факторы, создающие индивидуальные
различия. Ярким примером применения дифференциальнопсихологических методов
является "Большая Пятерка" ("Big Five"), представляющая собой 5 элементарных черт
факторов личности, выделенных П. Коста (Paul T. Costa) и Р. МакКрей (Robert R. McCrae) с
помощью факторного анализа.
Так же можно отметить, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика,
исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий,
концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и
применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей,
методик. Инновационная модель обучения в отличие от традиционной делает акцент на
прикладное использование знаний в реальных условиях. Применяется и используется
коллективные и групповые формы обучения.
В последнее время невероятный размах приобрели различные программы поддержки
инновационного обучения, что обусловлено изменением структуры экономики страны, в
которой все большая ставка делается именно на этот сектор. В данные программы
привлекаются, в том числе, и психологи, перед которыми ставится заказ на сопровождение
формирующихся инновационных сообществ. В связи с этим становится необходимым
теоретическое и методологическое осмысление психологических механизмов, объединяющих
людей в средние и большие группы, а так же осмысление процесса порождения и реализации
инноваций конкретными людьми.
В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного
пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем
и их реагирования на интеграционные процессы.
Таким образом, инновационные процессы в образовании есть проявление развития
новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, новаторского
подхода к организации учебновоспитательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
2. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования. Педагогика,
N1, 1996.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.
4. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.