На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА.docx
Тема: «Традиции и обычаи казахского народа».
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.
Объективности ради, следует сказать, что за годы существования, казахская нация
накопила в данной сфере столь объемный багаж, что в рамках одной статьи, практически
не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях, присущих потомкам султанов
Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства – прим. автора).
Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность
национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует
неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит встречай гостя
как посланника Бога.
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена
степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник,
отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа.
Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при
общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.
Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения
которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции),
к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему
вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое
распространение в казахском обществе.
1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков
Сүйінші обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в
благодарность получает от хозяев ценный подарок.
«Ат мингизип шапан жабу» высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им
может быть акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак
признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из
верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).
Бес жаксы подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят:
верблюд («кара нар»), быстроногий скакун («жуйрик ат»), дорогой ковер («калы килем»),
алмазная сабля («алмас кылыш»), а также соболья шуба («булгын ишик»). Бес жаксы также
как и «Ат мингизип шапан жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском
обществе люди.
Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком,
приобретшим обновку.
2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью
Асар семья, у которой возникла необходимость выполнить какуюлибо спешную, подчас
тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По
окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.
Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи
людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все
сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве
пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги.
Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а
самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило,
данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей.
Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях.
3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей Конакасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился
своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей
делили на три вида. «Арнайы конак» специально приглашенный, «кудайы конак»
случайный путник, «кыдырма конак» – нежданный гость. Следует отметить, что если
хозяин дома по какимлибо причинам, отказался соблюдать обычай конакасы, в отношении
его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.
Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить
гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде испытание гостя
искусством, а также залог веселого застолья.
Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой
праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай
ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали
их дровами, питьевой водой и т.д.
Той дастархан особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него.
Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные,
музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.
4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
Шільдехана торжество, связанное с рождением ребенка.
Бесікке салу, бесік той праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в
люльку. Как правило, организуется на 35 день после отпадания пуповины у малыша.
Есім кою, ат қою обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника
шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в
люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего
прочего, благословляют младенца.
Кыркынан шыгару обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка.
Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и
ногтей.
Тусау кесу по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту
приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом
специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для
того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.
Сүндетке отырғызу обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 57
лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За
это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется
большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на
той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.
5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак
У казахов по адату брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное
табу, способствует предупреждению кровнородственных смешений и, как следствие –
благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.
Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют
удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к
рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 14 лет. Однако
сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется.
Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство).
В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты
получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.
Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат.
Этот обычай именуется «шеге шапан». Приготовление «құйрық бауыр», блюда из печени
и курдючного сала, также свидетельствует об удачном завершении сватовства.
Следующий этап праздника – проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом
церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не
четным (57 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха.
Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар
жар».
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом
келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий
– «Беташар».
В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов
(юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог
юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.
Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой,
в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой
семейной жизни.
Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты,
с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание
одиночества и начало супружеской жизни.
6. Древнейшие обычаи казахского народа
Туган жерге аунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в
дали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко
смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной
земли».
Аузына тукирту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У
древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной
ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет
частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку
будет сопутствовать удача.
Ашамайга мингизу – обряд, в соответствии с которым 67летнему мальчику полагалось
дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя
которую ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного
наездника на ратные подвиги. После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той
(праздник).
Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно
подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы,
гости, как привило, высказывали только одно пожелание чтобы в дороге путников
сопровождала удача и не настигла болез
"Традиции и обычаи казахского народа".
"Традиции и обычаи казахского народа".
"Традиции и обычаи казахского народа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.