"Традиции и обычаи казахского народа".
Оценка 4.9

"Традиции и обычаи казахского народа".

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
09.04.2018
"Традиции и обычаи казахского народа".
На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА.docx
Тема: «Традиции и обычаи казахского народа». Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.  Объективности ради, следует сказать, что за годы существования, казахская нация  накопила в данной сфере столь объемный багаж, что в рамках одной статьи, практически  не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях, присущих потомкам султанов  Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства – прим. автора). Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность  национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует  неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит ­ встречай гостя  как посланника Бога.  Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник,  отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли. Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа.  Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при  общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.  Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения  которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции),  к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему  вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое  распространение в казахском обществе. 1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков Сүйінші ­ обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в  благодарность получает от хозяев ценный подарок. «Ат мингизип шапан жабу» ­ высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им  может быть акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак  признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из  верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой). Бес жаксы ­ подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят:  верблюд («кара нар»), быстроногий скакун («жуйрик ат»), дорогой ковер («калы килем»),  алмазная сабля («алмас кылыш»), а также соболья шуба («булгын ишик»). Бес жаксы также как и «Ат мингизип шапан жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском  обществе люди. Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком,  приобретшим обновку. 2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью Асар ­ семья, у которой возникла необходимость выполнить какую­либо спешную, подчас  тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По  окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол. Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи  людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все  сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве  пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги. Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а  самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило,  данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей.  Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях. 3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей Конакасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился  своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей  делили на три вида. «Арнайы конак» ­ специально приглашенный, «кудайы конак» ­  случайный путник, «кыдырма конак» – нежданный гость. Следует отметить, что если  хозяин дома по каким­либо причинам, отказался соблюдать обычай конакасы, в отношении  его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции. Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить  гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде ­ испытание гостя  искусством, а также залог веселого застолья. Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой  праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали  их дровами, питьевой водой и т.д. Той дастархан ­ особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него.  Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные,  музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки. 4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка Шільдехана ­ торжество, связанное с рождением ребенка. Бесікке салу, бесік той ­ праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в  люльку. Как правило, организуется на 3­5 день после отпадания пуповины у малыша. Есім кою, ат қою ­ обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника  шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в  люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего  прочего, благословляют младенца. Кыркынан шыгару ­ обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка.  Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и  ногтей. Тусау кесу ­ по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом  специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для  того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать. Сүндетке отырғызу ­ обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5­7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За  это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется  большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на  той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям. 5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак У казахов по адату ­ брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное  табу, способствует предупреждению кровно­родственных смешений и, как следствие –  благоприятно отражается на здоровье будущего потомства. Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют  удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к  рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 ­ 14 лет. Однако  сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется. Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты  получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком. Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат.  Этот обычай именуется «шеге шапан». Приготовление «құйрық бауыр», блюда из печени  и курдючного сала, также свидетельствует об удачном завершении сватовства. Следующий этап праздника – проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом  церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не  четным (5­7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха.  Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар­ жар». Торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом  келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий  – «Беташар». В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов  (юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог  юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги. Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой  семейной жизни. Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни. 6. Древнейшие обычаи казахского народа Туган жерге аунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в  дали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко  смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной  земли». Аузына тукирту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У  древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет  частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку  будет сопутствовать удача. Ашамайга мингизу – обряд, в соответствии с которым 6­7­летнему мальчику полагалось  дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя  которую ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного  наездника на ратные подвиги. После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник). Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно  подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы,  гости, как привило, высказывали только одно пожелание ­ чтобы в дороге путников  сопровождала удача и не настигла болез

"Традиции и обычаи казахского народа".

"Традиции и обычаи казахского народа".

"Традиции и обычаи казахского народа".

"Традиции и обычаи казахского народа".

"Традиции и обычаи казахского народа".

"Традиции и обычаи казахского народа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018