Донецкая Народная Республика
Отдел образования администрации города Кировское
Методический кабинет
«Открытое мероприятие для педагогов»
Тема: «Традиционные и современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях детского сада»
Автор:
Дорохина Евгения Валериевна -
методист методического кабинета
отдела образования
администрации города Кировское
Кировское - 2019
Пояснительная записка
На воспитание ребенка - дошкольника огромное влияние оказывает процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников.
Согласно п.1.7. Государственного образовательного стандарта дошкольного образования одна из задач направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому для успешной реализации Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» работа педагога должна быть направлена на поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность (п.4.2.1.ГОС ДО).
Для обеспечения реализации ГОС ДО, Программы «Растим личность» необходима организация методической поддержки педагогам в выборе направлений и форм работы с родителями, которая может быть представлена работой городского методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Традиционные и современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях детского сада»
(Конспект заседания городского методического объединения воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кировское)
Тема: Традиционные и современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях детского сада.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;
- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
- стимулировать развитие у педагогов творчества и профессиональной активности; поддержать интерес к дальнейшему изучению данной темы.
Форма проведения: деловая игра с элементами тренинга.
Методы и приёмы: деловая игра: упражнение «Найди определение», практическое задание «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей»; элементы тренинга: упражнение «Сердечки», игра «Капля, река, озеро, море»,беседа, использование электронной презентации.
Материал: коробочка с сердечками, карточки с названиями форм работы и карточки с определениями форм работы, таблица с классификацией нетрадиционных форм (начерченная на доске или ватмане).
Участники: воспитатели муниципальных дошкольных образовательных учреждений отдела образования администрации города Кировское.
Дата и время проведения: 12.03.2019 года 9:00 часов
Место проведения: МДОУ № 17 «Сказка» отдела образования администрации города Кировское, методкабинет.
Длительность заседания:2 часа.
Ход заседания:
I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.
Руководитель МО:
- Во все времена существования образовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Главная цель педагогов дошкольного учреждения: установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы (Слайд 1). Сегодня пойдет речь о том, как встречи с родителями сделать интересными. Девизом послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. "
Упражнение «Сердечки» (Коробочка с сердечками)
Руководитель МО:
- Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов из которых мы сможем понять в каком учреждении вы работаете, на какой возрастной группе и т.д. (рассказы воспитателей).
- Это упражнение можно проводить с родителями с целью знакомства, обычно проходят они весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.
II. Практическая часть
Руководитель МО:
- Задачей дошкольного учреждения является не только привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей, но и повышение их уровня компетентности, индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа (слайд 2)
Для решения этих задач педагог дошкольного учреждения должен искать и внедрять наиболее эффективные формы работы с родителями. Какие формы работы с родителями применяете вы? (слайд 3).
Участники заседания: (предполагаемые ответы)
- родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, и т.д.
Руководитель МО:
- Наравне с традиционными формами работы мы чаще используем инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем в них разобраться, выполнив упражнение «Найди определение» (слайд 4).
Руководитель МО:
- Для выполнения следующего упражнения нам необходимо разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать в работе с родителями?
Участники МО: (предполагаемые ответы)
- «Лидеры», которые, набирают себе группу.
- «Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде воспитатели (родители) поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.
Руководитель МО:
- Все эти способы деления на группы, подгруппы, парами можно использовать с родителями. Мы сегодня с вами разделимся с помощью игры «Капля, река, озеро, море». Суть игры заключается в разделении на пары, четверки.
Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего коллегу, «Озеро» - берутся за руки две пары, «Море» - берутся за руки все».
По сигналу «Озеро», присутствующие делятся на четверки.
Каждая определившаяся подгруппа получает по 7 карточек с формулировками форм работы с родителями. Задание: найдите правильное определение к формам работы (приложение 1).
Руководитель МО:
- На столе лежат карточки с определениями форм работы с родителями, вам необходимо выбрать те, которые соответствуют вашим карточкам.
Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.
Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.
День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.
Участники выполнив задание, поочередно зачитывают название формы работы и выбранное определение к ней, все обсуждают правильность подобранного определения.
Руководитель МО:
- Это только малая часть форм работы, которые можно использовать в работе с родителями, попробуем дополнить нетрадиционными формами и технологиями. Какие методы и формы работы, по вашему мнению, относятся к нетрадиционным?
Участники МО: (предполагаемые ответы)
- анкетирование, тренинги, выпуски стенгазет, журналов и т.д.
Руководитель МО:
- Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Также не стоит забывать и о возможностях технологий сетевых интернет – коммуникаций.
(На доске (ватмане) начерчена таблица, разделенная на 5 колонок: информационно-аналитические формы работы; досуговые; познавательные; наглядно-информационные; технологии сетевых интернет – коммуникаций.
Заполнены два столбца с наименованием и целью, третий – заполняют участники)
Практическое задание «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей» (слайд 5).
Руководитель МО:
- Я попрошу по одному из представителей каждой подгруппы написать в нужных колонках формы общения с родителями, о которых мы еще не сказали.
На выполнение дается по 2 минуте для каждого представителя, далее меняются, пока все подгруппы не заполнят колонки.
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение воспитанников на дому. |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей; организация дней (недель) открытых дверей; открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; родительские уголки; выпуски газет; фотографий; просмотр видеороликов; организация мини-библиотек |
Технологии сетевых интернет коммуникаций |
Обратная связь с родителями |
Форумы, гостевые книги на официальном сайте ДОУ, персональном сайте, электронная почта, Skype-коммуникации, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет |
По окончанию работы зачитываются формы общения с родителями.
Руководитель МО:
- Вот и подошло к концу время нашего общения. Я надеюсь, что наше заседание не прошло даром, и при планировании работы с родителями, спектр разнообразных форм работы увеличится.
III. Подведение итогов
Рефлексия «Микрофон»
Руководитель МО:
- Я предлагаю вам взять микрофон и озвучить, что для вас было интересным, новым, что хотели бы применить в своей работе.
Обсуждение проекта и принятие решения методобъединения
Релаксационное упражнение
Руководитель МО:
- Находясь в постоянном поиске и совершенствовании форм работы с родителями требует от воспитателя обладать определенными качествами. Какими качествами на ваш взгляд должен обладать современный педагог? Подберите и запишите определения соответствующие слову (слайд 6).
П - профессионал, понимающий, практичный, прогрессивный, психолог, прогнозист, патриот;
Е - единомышленник, естественный;
Д - динамичный, достойный;
А - активный, адекватный, авторитетный, артистичный, аналитик;
Г - гениальный;
О - образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист;
Г - гордый.
Желаю вам стремиться обладать всеми этими качествами!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.