Трансактный анализ – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии, основанная Эриком Берном и развитая позднее другими исследователями.
Основатель – Эрик Берн.
Какое из трех состояний Я преобладает у вас, когда:
• вам предстоит визит к стоматологу,
• вы видите аппетитный торт на столе,
• слышите, как сосед опять включил громкую музыку,
• кто-то ругается,
• вам сообщили, что ваш знакомый достиг большого успеха,
• вы рассматриваете картину на выставке или репродукцию в альбоме, и вам не очень понятно, что там изображено,
• вас вызывает «на ковер» начальство,
• у вас спрашивают совета, как поступить в трудной ситуации,
• кто-то наступил вам на ногу или толкнул,
• кто-то отвлекает вас от работы, и т. д.
Трансактный анализ –
это теория человеческой
личности, социального
взаимодействия и
система психотерапии,
основанная Эриком
Берном и развитая
позднее другими
исследователями.
Основатель – Эрик Берн.
Структура личности
РОДИТЕЛЬ
ВЗРОСЛЫЙ
ДИТЯ
Какое из трех состояний Я преобладает у вас,
когда:
•вам предстоит визит к стоматологу,
•вы видите аппетитный торт на столе,
•слышите, как сосед опять включил громкую музыку,
•кто-то ругается,
•вам сообщили, что ваш знакомый достиг большого
успеха,
•вы рассматриваете картину на выставке или
репродукцию в альбоме, и вам не очень понятно, что
там изображено,
•вас вызывает «на ковер» начальство,
•у вас спрашивают совета, как поступить в трудной
ситуации,
•кто-то наступил вам на ногу или толкнул,
•кто-то отвлекает вас от работы, и т. д.
кто-то ругается
знакомый достиг успеха
кто-то отвлекает от работы
«ЭГОГРАММА ДЮССЕЯ»
КР
ВР
В
АД
СД
кол-во времени
6
5
4
3
2
1
0
Параллельные
трансакции
Р
В
Д
Р
В
Д
трансакции
Пересекающиеся
Р
В
Д
Р
В
Д
Скрытые трансакции
Р
Р
В
давай, всегда обожала сеновалы
давай осмотрим сеновал
В
Д
давай покувыркаемся в сене
здорово
Д
1.Сценарные решения представляют
собой наилучшую для данного
младенца стратегию выживания в
мире, который зачастую кажется
ему враждебным и даже
угрожающим для жизни.
2.Сценарные решения принимаются
на основе младенческих эмоций и
младенческой проверки их на
соответствие действительности.
УПРАЖНЕНИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЕГО
СЦЕНАРИЯ
• Герой или героиня («Я Супермен. Моя задача –
помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно
откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять.
Никто не знает, что я Супермен, так как я маскируюсь...»)
• Сказка или басня («Когда-то давным-давно жила
одна красавица, которую усыпила на долгие годы злая
мачеха. Она лежала в усыпальнице, скрытой в глубинах
замка. Вокруг замка была колючая живая изгородь. Многие
короли и принцы приходили посмотреть на красавицу, но
не в силах были пробраться сквозь эту изгородь...» «Я
живая изгородь. Я крепкая, густая и колючая. Я
ощетинилась колючками, так что люди не могут через
меня пробраться. Моя задача состоит в том, чтобы
охранять девушку, которая спит внутри меня...»)
• Предмет в комнате («Я дверь. Я тяжелая,
прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на
пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня...»)
«Выявление жизненного
сценария»
• Ответьте на следующие вопросы:
- Что рассказывали в семье о моем
рождении?
- Как было выбрано мое имя?
- Моя любимая сказка или история в
детстве.
- Что случается с людьми вроде меня?
- Если я не изменюсь, чем это
кончится?
- Что при этом скажут обо мне другие?
- Какая надпись на надгробии подвела
бы итог моей жизни?