Методические рекомендации — это один из видов организационно-инструктивной методической продукции (наряду с методической разработкой, методической запиской, тематической папкой и др.).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, раскрывающую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию), основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам дополнительного образования, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Учителю, который решил разработать методические рекомендации, будет необходимо выделить цель будущей работы. Исходя из цели, формируется содержание. Так же необходимо указать, в качестве рекомендаций, какие передовые технологии стоит использовать педагогу при работе по этим рекомендациям.
Если в методических рекомендациях говориться об обобщении опыта, то так же необходимо указать за счёт использования каких приемов методики получено совершенствование образовательного процесса.
План подготовки к написанию методических рекомендаций:
1. Выбор актуальной и интересной для педагога темы;
2. Изучение источников по избранной теме;
3. Составление плана;
4. Накопление фактического материала;
5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования
приведенных положений и рекомендаций;
6. Деление содержания работы на разделы.
Структура рекомендаций.
Как вид готового методического продукта, рекомендации должны включать в себя структурные элементы:
· Аннотацию;
· Содержание;
· Титульный лист;
· Сведения об авторе (возможно несколько авторов);
· Пояснительная записка;
· Основанная часть
· Заключение;
· Список рекомендуемой литературы по данной теме;
· Приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций.
1. При создании методической разработке на первом листе (титуле) обязательно указываем:
o Полное название образовательного учреждения ;
o Свои ФИО;
o Название, указывая вид продукции (рекомендации, разработки и т.д);
o Город
o Год выпуска разработки
Образец оформления титульного листа представлен в приложении 1.
2. Аннотация к методической разработке или рекомендациям располагают с обратной стороны титульного листа (если это печатная версия). В ней ёмко указывают о:
- Смысле (сути) изучаемых вопросов (например, чему посвящены рекомендации, в какой сфере и др.);
- Для чего и кого предназначены разработки (школьным учителям ОБЖ, педагогам-организаторам ОБЖ, заместителям директоров школ по воспитательной работе и т. д.);
- Где и как получены практический педагогический опыт (указывают образовательное учреждение, класс в котором применялись разработки или рекомендации)
- Где можно применять полученный продукт ( конкретный класс, на конкретном уроке или разработка универсальная)
3. В нижней части страницы располагают информацию о создателе разработок или рекомендациях:
- ФИО
- Место работы
- Занимаемая должность
- Квалификация учителя (степень)
- Контактные данные: телефон, электронная почта
4. Содержание работы имеет стандартный вид: перечень элементов работы с нумерацией (обложка и аннотация не включены).
5. В пояснительную записку, сопровождающую работу, включают:
6. Основная часть методических рекомендаций может быть связана с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, ее можно структурировать в следующей логике:
· Описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм, методов, способов и приемов деятельности);
· Дать примеры решения вопросов организации или советы по решению, алгоритм по которому можно работать, опорный «скелет» (в зависимости от темы выбранной работы, ее направления)
· Вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
· Ваша разработка может уберечь начинающих или уже опытных специалистов от ошибок, которые наиболее часто встречаются.
7. Заключение здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
8. Список литературных источников, которые вы рекомендуете по данной теме, необходимо составлять в алфавитном порядке, в соответствии с с действующим ГОСТ. (в составлении в алфавитном порядке можно пользоваться встроенными функциями программы WORD)
9. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в основную часть работы. В числе приложений могут быть:
Планы проведения конкретных дел, мероприятий;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.