Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования

  • pptx
  • 25.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление 1.pptx

Учитель начальных классов Янгирова Л.Н.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Требования к профессиональной компетентности педагога  в условиях инклюзивного образования


Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания.
Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей.

Для профессиональной и личностной подготовки
педагогов необходимы:
- представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
- знание психологических закономерностей и
особенностей возрастного и личностного развития
детей в условиях инклюзивной образовательной
среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога?

Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?

Инклюзивное образование держится на трёх китах:
1. Признание ценности каждого ребенка.
2. Возможность адаптации образовательной программы.
3. Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым воспитанником.


Система профессионально-ценностных ориентаций:

- признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;
- направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
- осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
- понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Готовность к оказанию помощи – это
интегральное личностное качество, включающее в
себя:
милосердие
эмпатию
толерантность
педагогический оптимизм
высокий уровень самоконтроля и саморегуляции
доброжелательность
умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы
перцептивные умения
креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и другое.


Милосердие - одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.


Эмпатия - важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой и к откровенно грубым, хамским высказываниям. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.


Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.


Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом:

«Я знаю, зачем и что делаю;
вижу пути достижения своих целей;
чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий.
Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

Спасибо за внимание!