СОВРЕМЕНЫЙ УРОК- ПУТЬ К УСПЕХУ.
Цымбалюк Н. С.,
магистр педагогики
школа-гимназия № 18
город Костанай.
У каждого учителя разные методы, приемы, оригинальные находки, но всех объединяет сознание, что путь к успеху – это урок. Ведь урок – это «клеточка» педагогического процесса. Сотвори урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно, сделай так, чтоб они с радостью шли к тебе на урок, и ты учитель, получишь яркий пример, того, что ты выбрал в своё время верный путь.
Что же необходимо современному учителю для построения современного урока? Изучая педагогическую литературу, для себя выделила ряд аспектов, на которые учителю, на мой взгляд, необходимо обратить внимание при подготовке урока, так как основная идея современного образования: «научить ребенка учиться».
1 аспект. Рефлективное преподавание (от англ. reflective – склонный к размышлению, анализу, рефлексии) – заключается в том, что преподаватель постоянно задумывается о том, как улучшить свою работу. Одними из основных характеристик, определяющих "хорошего учителя" по мнению учащихся, являются объективность, знания и разнообразие методов преподавания. Преподаватель должен постоянно рефлексировать над своей деятельностью. При возникновении проблем с учениками, не следует винить только их: следует подумать над тем, что может быть причиной этих проблем. Преподавание - это индивидуальная работа, и каждый учитель должен вырабатывать собственные решения, принимая во внимание специфику предмета, уровень обучающихся и т.п.
2. Активация деятельности обучающихся.
То, о чем мы говорим сейчас, это подход, ориентированный на ученика, в котором отправной точкой является вопрос "Что делают дети и как они учатся?", т. е. как проходит процесс учения. Ответственность преподавателя, следовательно, заключается в том, чтобы сделать этот процесс более эффективным, путем активизации обучения учащихся.
Как активировать всех учеников в классе? Частично мы ответили на этот вопрос: мотивировать, показать ценность и важность того, что они делают, поставить четкие цели т.д. Еще один ключевой фактор - это заставить их понять то, что они изучают и научить применять знания на практике.
"Скажи им, и они забудут,
Покажи им, и они будут помнить
Заставь их делать, и они поймут "- часто встречающееся среди учителей выражение, но не всегда учитель делает соответствующие выводы. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы выбирать оптимальные методы для активизации обучающихся и для достижения целей урока.
Некоторые методы по-прежнему определяются как новаторские. К этой группе могут быть отнесены следующие методы:
• Проектная работа
• Обучение на основе практических примеров
• Проблемно-ориентированное обучение
• Обучение сверстников
• Игры-симуляции
• Ролевая игра
• Применение активных методов обучения
• Дистанционное обучение
Нельзя утверждать, что некоторые методы лучше, чем другие, и что мы должны исключить, к примеру, все лекции и заменить их семинарами. В первую очередь преподаватель должен найти оптимальный набор методов, который будет соответствовать целям предмета. И самое главное, всегда помнить, что активное обучения является более эффективным, чем пассивное.
Психологи утверждают, что для того, чтобы активировать обучающихся следует использовать более разнообразные методы. [1.с.96]
Обучение сверстников
Согласно данным, приведенным выше, человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал кому- либо. Это веский аргумент в пользу использования метода обучения равными по статусу/обучения сверстников. Этот метод может применяться как в больших так и в малых группах. Задача подготовить учебный момент может быть индивидуальной или групповой. Такому методу может быть отведено отдельное занятие, давая учащимся возможность выступить в роли преподавателей. Возможно также включать короткие выступления обучающихся во время регулярных занятий.
Обучение на основе практических примеров.
Метод обучения на основе практических примеров может быть представлен в двух вариантах. Первый, когда ученики изучают примеры/дела/проблемы, взятые из реальной действительности. Такие примеры/проблемы могут применяться для иллюстрации отдельной темы, или же могут быть отобраны для каждой темы, включенной в курс. Цель второго варианта использования обучения на основе – научить учеников применить знания в реальные действительности. Иными словами, обучающимся дается возможная проблем/ дело, и они должны найти решение, путем применения полученных знаний. Обучение на основе практических примеров (кейсов) способствует выработке аналитических навыков и навыков решения проблем, а также позволяет учащимся применять новые знания и навыки на практике.
Групповая работа
В реальной жизни люди не работают сами по себе, и редко принимают решения самостоятельно. Именно поэтому работа в группах является важным и необходимым методом обучения. В групповой работе учащиеся конкретизируют уже известное содержание и продумывают выводы и решения. Они учатся распределять задачи, сотрудничать и принимать общие решения, а также нести общую ответственность за конечный результат. Групповая работа может использоваться в классе для решения задач и проблем, а также домашних заданий большего объема.
Существует также форма групповой работы - спонтанное сотрудничество. Преподаватель не имеет возможности влиять на содержание и форму такой работы. Однако эта форма широко используется, например, шведскими студентами. Они, как правило, работают в группах в течение курса и, особенно в экзаменационные периоды, с тем, чтобы помогать друг другу понять учебный материал, обмениваться информацией, обсуждать различные точки зрения.
Проблемно-ориентированное обучение.
Проблемно-ориентированное обучение является одним из наиболее важных достижений в современной системе образования. Проблемно-ориентированное обучение основывается на предположении о том, что лица, которые заинтересованы решить проблему, будут искать информацию и другие прикладные знания, которые необходимые для решения этой проблемы. Немаловажную роль в активизации процесса обучения играют такие методы, как игры и имитации. Игры одновременно обучают и вызывают интерес к обучению. Многие игры являются имитациями реальных ситуаций, например деловые игры, игры, имитирующие международные отношения. Описывая игры и имитации МакКинчи [2.с 225-226] утверждает, что "главное преимущество игры или имитации заключается в том, что обучающиеся являются активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Ученики должны принимать решения, решать проблемы и реагировать на результаты своих решений." Одним из недостатков метода игр является их техническое обеспечение. Сложно найти игру, которая полностью подходила бы к предмету или вопросу. Процесс разработки собственной игры может быть довольно трудоемким.
Оценка
Оценка играет важную роль в образовательном процессе. Существуют две основные формы оценки определяющие - формирующая и итоговая. Первая форма необходима для поддержки обратной связи с учениками в ходе обучения. Преподаватели и обучающиеся должны знать, каким образом проходит обучение, и иметь возможность корректировать процесс. Вторая форма используются для оценки результата обучения и выставления баллов в конце курса или программы.
Льюис Элтон определил, что оценка в целом имеет некоторые негативные последствия. [3: с169]. По его словам, ученики в основном концентрируются на тех на аспектах и вопросах, по которым они будут оцениваться. Иными словами, они учат то, о чем их спросят на экзамене. Поэтому чрезвычайно важно согласовать требования к экзамену с целями и содержанием курса, т.е. таким образом сформулировать контрольные или экзаменационные задания, чтобы они отражали цели, поставленные перед курсом. Важнейший аспект, о который преподаватель должен помнить, - это оценка различных уровней знания.
Занятия, построенные с использованием выделенных аспектов предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для
обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.
***
Подводя итог, хочу сказать, что нет единого метода, который является совершенным и подходит во всех учебных ситуациях. Наоборот, более результативным является выбор подходящих методов и вариативность в ходе процесса обучения. Оптимальный метод должен быть подобран для каждой учебной ситуации. Изменяя взгляд на теорию, лежащую в основе обучения, преподаватель должен постоянно помнить, что обучение/учение – это основной процесс, а учащийся - это центральная фигура в образовании. А основная функция учителя заключается не в передаче знаний, а создании условий для их формирования.
Литература
1.Уильям Глассер «Качественный Школьный учитель», 1993.
2. МакКинчи «Деловые игры и современный бизнес ,2006.
3. Биггс и Тан "Преподавание для качественного обучения в университете: Что делают студенты" (2007).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.