"Требования к звуковой стороне речи"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Требования к звуковой стороне речи.doc

Требования к звуковой стороне речи

    Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

    К нелитературному произношению относится побуквенное произношение, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево) и т. д. Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), оканьем, с неправильным ударением в словах (километр, каталог, квартал).

    Выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей можно не только с помощью слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, логического ударения. Пауз, ритма, тембра мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

    Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

    Голос – это профессиональный инструмент педагога и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив темп речи.

    Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).