Пояснительная записка
Замечательный советский учёный В.А.Сухомлинский писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”
Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность учителя на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для его развития. Современная образовательная парадигма направлена на формирование активной, способной к творческой деятельности личности. Задача школьного географического образования-способствовать индивидуальному развитию личности в процессе географического познания мира. Содержание нашего предмета должно быть направлено на умение добывать, а не запоминать информацию. Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся. При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках географии нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий. Для этого я, как и любой другой педагог делаю подборки таких интересных и занимательных материалов. В 6-7 классе мне очень помогают игры - пятиминутки, «Путешествуя по карте» в начале или в конце урока которые направлены на отработку номенклатуры, на формирование образа пространства. Эти задания можно дополнять и дополнять, подгоняя под каждую тему. В 7-8 классах ребята могут составлять маршруты для туристов, знакомящие с наиболее интересными объектами разных материков или территорий Донецкой области, России. Им нравится представлять свой вариант, стоя у карты с указкой и рассказывая обо всем, что считают достойным внимания.
Задание: определите рекорды Африки, запишите их в таблицу.
1.Самая большая пустыня мира
2.Самая северная точка материка
3.Самый большой искусственный канал
4.Самая глубокая котловина
5.Самая восточная точка
6.Самый большой полуостров
7.Самое большое озеро
8.Самый высокий вулкан
9.Самые большие разломы
10.Самые южные горы
11.Самая южная точка материка
12.Самый большой залив материка
13.Самое солёное озеро
14.Самая западная точка материка
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
Определите географические объекты по картам из космоса и подпишите их: (Канарские о., Тенерифе; о. Гренландия; п-ов Камчатка; о. Мадагаскар).
1
2
3
4
Укажите соответствующие данным объектам фотографии, записав номер географического объекта под фотографией.
На каких островах и полуостровах побывал путешественник? Определите их с помощью координат и запишите в таблицу.
Координаты острова Название острова
1.20° ю.ш. 45° в.д.
2.0° ш. 115° в.д.
3.40° ю.ш. 175° в.д.
4.70° с.ш. 40° з.д.
5.65° с.ш. 18° з.д.
Координаты полуострова Название полуострова
1. 15° с.ш. 105° в.д.
2. 55° с.ш. 70° з.д.
3. 25° с.ш. 45° в.д.
4. 58° с.ш. 160° в.д.
5. 17° с.ш. 76° в.д.
Через какой пролив можно попасть… (определите проливы с помощью координат и запишите в таблицу).
1. Из Атлантического океана в Тихий океан
Координаты пролива Название пролива
53° ю.ш. 70° з.д.
2. Из Тихого океана в Атлантический океан
Координаты пролива Название пролива
9° с.ш. 80° з.д.
3. Из Средиземного моря в Атлантический океан
Координаты пролива Название пролива
35° с.ш. 7 ° з.д.
4. Из Тихого океана в Северный Ледовитый океан
Координаты пролива Название пролива
65° с.ш. 170 ° з.д.
Где пират зарыл свой клад?
Задание:
по географическим координатам определите, на каких островах побывал пират.
Сокровища пирата находятся на острове, состоящем из двух слов.
Удачи!
Координаты острова
0° ш. 115° в.д.
Координаты острова
50° с.ш. 143° в.д.
Координаты острова
70° с.ш. 40° з.д.
Координаты острова
53° с.ш. 4° з.д.
Координаты острова
5° ю.ш. 140° в.д.
узнать животное по рисунку, определить материк и рассказать о них
зебра (Африка), кенгуру (Австралия) овцебык (Северная Америка), тюлень (Антарктида)
коала (Австралия), бегемот (Африка)
пингвин (Антарктида), белый медведь (Арктика)
овцебык (Северная Америка), тюлень (Антарктида)
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ АЗБУКА
В течение 2 минут каждая команда должна написать как можно больше географических названий, которые начинаются на одну букву. Пример. Выпишите все географические объекты Мирового океана в алфавитном порядке. Аравийское море, Берингово море, Гренландское море, пролив Дрейка, Красное море и т.д
Задача
Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.
Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задания, вы познакомитесь с некоторыми из них.
Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами 20º ю.ш. 159º з.д. Назовите этот остров.
Шхуна «Пилигрим» находилась под 44º ю.ш. 175º з.д. В каком океане и на какие острова попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан» ?
Обозначение на контурной карте объектов, связанных с именами выдающихся путешественников и исследователей.
Прочитайте текст в учебнике.
Используя карту атласа и дополнительные ресурсы* найдите географические
объекты, связанные именами выдающихся путешественников и
исследователей. Обозначьте объекты на контурной карте.
Описание и нанесение на контурную карту географических
объектов изученных маршрутов путешественников.
Географические открытия
Используйте карты атласа: «Географические открытия» и «Физическую карту полушарий». Обозначьте на контурной карте выбранный маршрут
карандашом или гелиевой ручкой. Подпишите важнейшие географические объекты пути: океаны, материки, моря, проливы, города и др. Опишите выбранное событие и маршрут путешествия. Используйте
дополнительную литературу, если недостаточно информации учебника
Практическое задание
На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран, входящих в состав «Большой двадцатки».
Ответы: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз.
Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
Ответ: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Канада, Германия, Франция, Бразилия, Великобритания.
На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
Ответ: Либерия, Уганда, Кувейт, Йемен, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Оман, Сан-Томе и Принсипи, Буркина-Фасо.
Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
Ответы: США, Китай, Канада, Франция, Россия, Индия, Аргентина, Австралия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.