Тренинг для молодых педагогов
«Повышение профессиональной компетентности»
Цель: стабилизация благополучного эмоционального состояния молодых педагогов.
Задачи: повышение профессиональной компетентности; развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии; формирование позиции успешного педагога
Оборудование: краски, кисточки, белые листы, цветные листы с написанными на них высказываниями, ножницы, картина с «Формулой успеха», картина с буквами, картина с разными предметами (ключ, конфета, перо, монета, бусинка, радуга, краски, кристальный цветок.)
Ход.
1. Приветствие.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.
Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.
2. Основная часть.
А. Упражнение «Коллаж»
Цель: определить профессиональные трудности каждого педагога.
Психолог: «Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят и создайте из них картинку (коллаж). Можете пользоваться всем, что есть у вас на столах»
Высказывания на листах желтого цвета (поведенческие):
» Сопротивление выходу на работу
» Частые опоздания
» Откладывание деловых встреч
» Уединение, нежелание видеть коллег
» Нежелание видеть людей
» Нежелание заполнять документацию
» Формальное выполнение обязанностей
На листках красного цвета (аффективные):
» Утрата чувства юмора
» Постоянное чувство вины, неудачи
» Повышенная раздражительность
» Ощущение придирок со стороны других
» Равнодушие
» Бессилие, эмоциональное истощение
» Подавленное настроение
На листах синего цвета (когнитивные):
» Мысли о смене профессии, уходе с работы
» Отсутствие наставников
» Ригидность мышления, использование стереотипов
» Сомнения в полезности работы
» Разочарование в профессии
» Ощущение, что ничего не получается
» Озабоченность собственными проблемами
На листах зеленого цвета (физиологические):
» Нарушение сна (бессонница\уход в сон)
» Изменение аппетита (отсутствие\заедание)
» Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
» Длительно текущие незначительные недуги
» Усталость, быстрая утомляемость
» Головные боли, проблемы с ЖКТ
» Обострение хронических заболеваний
» Рассеянность, слабая концентрация внимания.
Психолог: «Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно — так как каждый цвет имеет свое значение. Красный — трудности в аффективной сфере, желтый — в поведенческий, синий — в когнитивной, зеленый — в физиологической.»
По окончании работы участники подходят к каждому коллажу: «Определяют доминирующую проблемную зону».
Б. Упражнение «Подарок»
Цель: обогащение знаний о способах решения трудностей.
На мольбертах вывешиваются списки трудностей. Каждому участнику предлагается поделиться способом решения той или иной трудности. Например, при нарушении сна: при бессоннице послушать «Шум моря» или другую релаксационную музыку, при невозможности проснуться — ставить будильник пораньше и начинать день с контрастного душа.
В. Упражнение «Напряжение-расслабление»
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния посредством способов саморегуляции.
Участникам предлагается встать прямо и до предела напрячь правую руку, сосредоточив на ней внимание. Через несколько секунд напряжение сбросить, расслабить руку. Проделать аналогичную процедуру с левой рукой, правой и левой ногами, шеей, поясницей.
Г. Упражнение «с картиной «Звуковая гимнастика»
Цель: обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
А — воздействует благотворно на весь организм
Е — воздействует на щитовидную железу
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши
О — воздействует на сердце, легкие
У — воздействует на органы, расположенные в области живота
Я — воздействует на работу всего организма
Х — воздействует помогает очищению организма
ХА — помогает повысить настроение
Психолог: «Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас должен пропеть по букве из предложенного списка. В результате мы воздействуем на работу всего организма и снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к гимнастике, расскажу о правилах: выполняется в спокойном, расслабленном состоянии, стоя, с прямой спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко произносим звук. А теперь попробуем спеть вместе. Ну вот, напряжение мы сняли. А теперь время формировать „Мышечный корсет: расправляем спину и плечи, растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя. После такого упражнения вы легко найдете пути решения проблем.»
Д. Упражнение «Мои сильные стороны»
Цель: активизация внутренних ресурсов.
Психолог: «У каждого из вас нашелся способ справиться с проблемой и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. Воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас имеются. У каждого на столе лежит лист бумаги, обведите на нем свою руку и на каждом пальце напишите, каким сильными качествами вы обладаете.
Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. То есть — все в ваших руках, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах.»
Е. Картина «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации.
Психолог: «Сегодня вы поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось подарить презент вам на память». Психолог просит каждого участника выбрать на картинке понравившийся предмет и интерпретирует ответ.
Результат:
Монета — повышение зарплаты
Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям
Перо — обобщение опыта
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности
Конфета — установка на профессиональные перспективы
Краски — активная профессиональная позиция
Кристальный цветок — стойкое психическое здоровью.
Рефлексия.
3. Заключительная часть
Психолог: «Пришло время прощаться. Работа с вами доставила мне большое удовольствие, появилось желание больше работать в этом направлении. Сейчас я поделилась своим и мыслями. А теперь прошу ответить вас. С какими мыслями, желаниями, настроением покидаете этот зал вы?»
Педагог-психолог Шабурова О.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.