Тренинг для молодых педагогов«Шаги к успеху»
Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Оборудование: презентация, макет дерева, ленты, печатный материал, ручки, тарелка, смайлы, памятки с профилактическими правилами.
Этапы (содержание):
Ход тренинга:
1. Организационный момент
Станция Молодёжная
Звучит голос за кадром «Уважаемые пассажиры (молодые специалисты), проходите, занимайте места, наш поезд отправляется от станции Молодёжная.
Наш путь пройдёт по профессиональному становлению и развитию учителя через психолого-педагогическое сопровождение для достижения успеха. Конечная станция Профессионал.
Уважаемые пассажиры, в вагоне вас будет сопровождать проводник -наставник - педагог-психолог …...».
Психолог выдаёт участникам билеты, участники рассаживаются на места.
Приветствие
Добрый день, уважаемые пассажиры. Наше путешествие сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
Правила тренинга
1. Правило круга — совместное восприятие, общий
эмоциональный опыт создают психологическое пространство безопасности, доверия,
уверенности и эмоционального комфорта.
2. Правило «здесь и теперь» — говорите о том, что волнует сейчас, обсуждать то,
что происходит здесь.
4. Правило «Стоп!» — нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает.
В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».
5. Правило доверительного стиля — искренность и доброжелательность в общении.
2. Основная часть
1. Игра-разминка «Чемодан в дорогу» автор Юлия Кибальченко
Психолог обращается к группе:
«Часто, собирая чемодан, мы задумываемся, что именно нам будет необходимо в дороге. Давайте сейчас вместе подумаем, что нам необходимо на пути к профессиональному росту.
У вас на руках билеты, напишите на них, что именно вам необходимо на пути к профессиональному росту, что вы ожидаете от своей профессиональной жизни, каковы ваши устремления, какие ценности для вас значимы. Время на выполнение около минуты.
А сейчас представьтесь и назовите то, что вам необходимо в дороге.
Гудок, звук двигающегося поезда
Станция Диалог
2. Упражнение «Тарелка с водой» литературный источник Баранова С.В. «Научись отдыхать!: техники релаксации, которые всегда работают. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2008.
Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.
Давайте встанем, образуем круг. Перед вами тарелка с водой. Необходимо по моей команде закрыть глаза и молча, по очереди (по кругу) передавать тарелку с водой друг другу, постараться не расплескать воду.
Анализ упражнения:
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2.Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Гудок. Звук двигающегося поезда
Станция Ресурсная
В определенные периоды жизни – повышенных нагрузках, усталости, при стрессе – в человеке накапливаются негативные эмоции. Если представить шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева, то важно правильно, безопасно освобождаться от них. Переполненный шарик может лопнуть и испугать кого-то, а если воздух из шарика выпускать постепенно, то он ни себе, ни окружающим не причинит вреда. То есть эмоциями можно управлять и безопасно выражать.
Существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):
Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)
У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии)
В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к какому-либо философскому учению)
С – социум (любое взаимодействие, общение)
Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)
ВО – воображение (творчество, фантазирование)
Осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.
Предлагаю вам взять памятки с профилактическими правилами, техниками на каждый день.
Гудок. Звук двигающегося поезда
Станция Успех
3. Лестница достижений авторы А.Грецов, Т.Бедарева, модификация Надежды Вершининой
Участникам раздаются листы с изображением лесенки.
1. Отметьте ваше местоположение сейчас. На какой вы ступеньке.
2. Куда вы решаете двигаться сейчас вверх или вниз. Обозначьте, где хотите находиться
3. Хочется ли двигаться вперёд? Что мешает? Что именно необходимо сделать, чтобы подняться в результате хотя бы на одну ступеньку выше?
4. В силах ли устранить причины мешающие подняться выше?
Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.
4. Игра «Древо успеха»
Цель: развитие общности и доверия вместо одиночества и отчуждения.
Психолог рассказывает вводную историю:
«Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. «Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает свои достижения, рано или поздно перестает добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение «победителя». Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми результатами и победами».
Чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани.
Обратите внимание, на столе стоит макет дерева.
Сейчас вспомните ваши успехи и достижения, не важно большие они или маленькие, главное, что они значимы для вас. Возьмите ленту, громко назовите достижение и завяжите ленту на дерево. Каждая лента будет символизировать названную вами победу.
5. Упражнение «Волшебный чемодан»
Принято из путешествия привозить сувенир на память. Возвращаясь из данного путешествия, вы уходите со своим багажом знаний, который вы будете наполнять в своем профессиональном пути.
Голос за кадром «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибыл на конечную станцию Профессионал»
Рефлексия
Уважаемые участники, просим выразить ваше настроение в конце маршрута. Для этого вам предлагаются смайлы с настроением.
6. Упражнение "Аплодисменты"
В завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.