Тренинг для родителей «Игры с использованием Кругов Луллия дома
Введение: В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития речи, творческих способностей детей раннего возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в раннем возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны - речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.
Актуальность: В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Цель тренинга: Знакомство родителей с использованием кругов Луллия дома (технология ТРИЗ).
Задачи тренинга:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми 4-5 лет.
2. Организовать работу с родителями по ознакомлению с кругами Луллия.
3. Организовать рефлексию тренинга с целью определения его результативности.
Форма работы: практическая
Теоретическая часть.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи
На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
· развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
· формировать элементарные математические представления;
· совершенствовать грамматический строй речи;
· развивать внимание детей;
· развивать навыки воображения;
Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Пособие используется в работе с детьми 4-5 лет как индивидуально, так и подгруппой в различных видах деятельности.
Ожидаемый результат:
Использование родителями кругов Луллия в работе с детьми, применение их в различных видах деятельности. Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов
Практическая часть
Оборудование: образцы кругов Луллия, разной сложности.
Форма работы: групповая деятельность участников мастер-класса.
Техника: игровые приемы.
Время работы: 20 - 30 минут.
Цель: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ). Конечный продукт совместной деятельности: игры с кругами.
Ход. 1.Участникам мастер-класса рассказываю и показываю, как изготовить круги (принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка протыкается шилом. Круги нанизываются на стержень (например, шуруп), сверху крепится стрелка или контур по величине сектора, затем 2 круга (между кругами нанизываются небольшие прокладки), затем прикрепляется основание, на котором будут стоять круги (коробочка из-под плавленого сыра). На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.
Объясняю, где можно использовать круги Луллия - Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги, которые очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству.
(СОВЕТ: если круги обтянуть фланелью или приклеить липучку, то можно использовать только одно пособие – просто менять картинки в соответствие с заданием)
Рефлексия тренинга. Предлагаю ответить на вопросы.
- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?
- Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?
Особенности использования кругов Луллия с детьми
Предлагаю вам вытянуть листочки с заданиями и объединиться в группы. В соответствии с заданиями выбираются круги Луллия (разной сложности).
.
Задания с Кругами Луллия (4 типа)
· 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
· 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
· 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
· 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
3. Проблемная ситуация. - Как вы думаете, какая цель нашего занятия? Сегодня в группах вы должны придумать фантастическую историю, пройдя через все четыре этапа.
4. Инструктаж о последовательности работы в группе.
- Перед началом работы давайте повторим этапы совместной работы в группе.
- При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения детей
Этапы совместной работы.
4.1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
4.2. Выбрать старшего. Представитель группы рассказывает фантастическую историю, которую придумала группа;
5. Самостоятельная работа групп.
- Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.
6. Рефлексия. Презентация работы с кругами Луллия и необыкновенной истории.
Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.