Тренинг для родителей «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
Оценка 4.8

Тренинг для родителей «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Взрослым
16.11.2024
Тренинг для родителей «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
С давних времен известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и высказывания известных людей. Так великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», а ярчайший философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И исследования современных физиологов подтверждают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Т.е., развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников. В связи с этим мной был разработан Тренинг для родителей «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
тренинг для родителей таланты детей находятся на кончиках пальцев.docx

Тренинг для родителей младшей группы «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  - повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;

- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в сотрудничество;

- познакомить с традиционными и нетрадиционными методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;

- создать условия для педагогического общения;

- вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики в домашних условиях.

Участники: родители и педагоги.

Оборудование: пособия на развитие мелкой моторики, презентация, пластилин, картон с изображениями, стеки, дощечки для пластилина или клеенка.

Цель:

Ход мастер-класса.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы приветствуем вас на нашем мастер – классе.

Многие из вас не раз задумывались над тем, как же обеспечить полноценное развитие ребёнка враннем возрасте.  Многие родители знают, что развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук благоприятно влияют на развитие речи ребенка. И уделяют этому такое большое внимание.

Н.Кант сказал:
“Рука – это вышедший наружу мозг человека

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.   Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока - белобока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Малыш постоянно изучает, постигает окружающий мир. Ему необходимо все щупать, трогать, гладить, хватать. Прикосновение – один из основных методов накопления информации.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно давно.

Психологи утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики надо с раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из форм такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка.

 

Дом

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка 
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 Пальчиковые игры помогают:

- развивать речь;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивать тактильную чувствительность;

- повышают работоспособность головного мозга;

- развивать мелкую моторику рук;

- снижают тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Игра «разноцветная фасоль»

Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.

  Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную  крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А  какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Еще хорошо развивает мелкую моторику игра «Шнуровка» Она также развивает мелкую моторику рук, память, мышление. Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме. Сейчас мы будем играть и пальчики разминать. Педагог показывает движения, и родители повторяют за ним.

   Очень полезно предоставлять ребенку возможность производить самомассаж в «сухом» бассейне. Опустим кисти рук в миску с фасолью, горохом или гречкой. Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной:

В миску насыпали горох

И пальцы запустили

Устроив там переполох

Чтоб пальцы не грустили.

Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек

По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. ( Шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. 

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. ( Движения по пальцам)

Уходи, колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

 

Молодцы, все старались, ручки размяли, ну а теперь можно и поработать!

В группе ребята любят заниматься рисованием, лепкой и играть в пальчиковые игры. Сегодня, хочу познакомить Вас с пластилинографией. Это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись, где пластилин используется в виде «краски». Лепка – один из самых эмоциональных и увлекательных видов изобразительной деятельности и эффективна для развития мелкой моторики.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает и укрепляет мышцы рук; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

В работе лучше всего использовать яркий, мягкий пластилин, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.

Для работы нам с вами понадобятся следующие материалы и инструменты: пластилин, картон с изображениями, стеки, дощечки для пластилина или клеенка.

Для начала работы мы берем небольшой кусочек пластилина. Это как капелька краски. И начинаем его размазывать по нашему эскизу. Особых навыков для нанесения пластилина не требуется. Чем рельефнее будет нанесен пластилин, тем интереснее будет ваш рисунок. Начинать можно с любого края, разницы между нанесением мелких деталей и крупных нет. Все, что выходит за пределы контуров фрагмента, мы без труда убираем стеком. Затем переходим к рисованию следующего фрагмента. И так заполняем все фрагменты нашего рисунка. Цветовую гамму выбираем самостоятельно. Если какого-то цвета под рукой не оказалось, мы можем получить его, смешав другие цвета. Для этого просто возьмем небольшие кусочки разных цветов и тщательно их перемешаем. Если что-то вам не понравилось, то можно легко это исправить – взять стек и снять слой.

Практическая часть.

- Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры, обязательно проговаривая все ваши действия. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком. 


 

Тренинг для родителей младшей группы «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»

Тренинг для родителей младшей группы «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»

Повертели, Покрутили, Постучали,

Повертели, Покрутили, Постучали,

Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения

Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения

В работе лучше всего использовать яркий, мягкий пластилин, способный принимать заданную форму

В работе лучше всего использовать яркий, мягкий пластилин, способный принимать заданную форму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2024