Тренинг для учителей «Мой ресурсный багаж»
Цель: профилактика эмоционального выгорания, научить использовать собственные ресурсы в трудных ситуациях.
Задачи:
- Анализировать последовательность развития неприятной ситуации.
- Выявить индивидуальный ресурс;
- Принять собственный ресурс;
- Применять ресурс
Ход тренинга
1-я часть. Приветствие и разминка.
Ведущий: Добрый день! Педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Педагоги больше других подвержены синдрому «эмоционального сгорания» оттого, что находятся в каждодневном психическом напряжении. Сотрудникам со стажем, разрядами и наградами также часто не удается избежать тяжелого эмоционального состояния апатии и усталости. Поэтому очень важно уметь самостоятельно оказывать себе самопомощь в моменты напряжения. Наш тренинг повещен этой теме.
Правило 1. Общение по принципу “здесь и теперь” - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
Правило 2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
Правило 3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
Правило 4. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
Знакомство.
Ведущий: “А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый назовет свое имя, и то, какой предмет он преподаёт, при этом не забывает сказать про его уникальность его – но лаконично, одним словом.
Упражнение 1- “Комплимент”
Ведущий: Не менее важно увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и прямо говорить об этом".
Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями и изобразить услышанный комплимент так, как каждый захочет.
2-я часть. Основная.
В нелегкой профессии – учитель, происходят много разных ситуаций…от самых радостных до самых обидных….
Упражнение: 2 «Ресурсная дорога»
Каждый участник обозначает на чистом листике (и кладет перед собой) проблемную ситуацию (кол-во -3)(может не называть её), но обозначает свои чувства, мысли всё то, что он тогда испытал; раскладывает листики в хронологической последовательности. Затем обозначает, какой ресурс дала эта ситуация. После 3 карточки нужно посмотреть назад и забрать все ресурсы, для преодоления новых ситуаций.
Упражнение 3 “5 кастрюлек» (Тренер может рассказать на примере одной ситуации)
Каждый работает со своей ситуацией.
|
1 этап кипения |
2 этап кипения |
3 этап кипения |
4 этап кипения |
5 этап кипения |
Факты |
Что произошло? |
Что происходит, когда вы подумали? |
Что происходит, когда вы подумали? |
Что происходит, когда вы подумали? |
Что происходит, когда вы подумали? |
Что я делаю? |
Что в этот момент вы делаете? |
Что в этот момент делаете? |
Что в этот момент делаете? |
Что в этот момент делаете? |
Что в этот момент делаете? |
Что я чувствую? |
Чувствуете? |
Чувствуете? |
Чувствуете? |
Чувствуете? |
Чувствуете? |
О чем я думаю? |
Думаете? |
Думаете? |
Думаете? |
Думаете? |
Думаете? |
Рефлексия участников. На каком этапе человек нуждается в ресурсе. Как можно его почувствовать? Что нужно делать?
Упражнение 4 «Самое сильное в моем характере, жизни»
Ведущий: Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, является одной из сильных сторон…А теперь попробуйте найти этому (любую) форму. Расскажите о том, что у Вас получилось.
Упражнение 5 «Ресурсная поза»
Представьте человека, который спокойно относится уверенно или успешно справляется с ситуацией? Как бы он себя вёл, покажите. Принятие позы.
Рефлексия участников.
Упражнение 6 «Безопасное место»
Представить место где вам наиболее уютно и самое главное безопасно. Как, Вы, можете туда попасть? (Образ, Мысли, ощущения, чувства…?
3-я часть. Заключительная. Рефлексия участников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.