Тренинг «Эмоциональное отношение к выбору профессии»
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие из вас недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Сегодня мы с вами разберем отношение к своему профессиональному пути. Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком?
Ответы подростков:______________
Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.
К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:
· налиие опыта работы;
· внешняя привлекательность профессии;
· связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
· высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
· средства массовой информации;
· решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
· личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера)
Упражнение «Персонажи и профессии».
Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям.
Примеры известных персонажей книг и фильмов:
– Балда из сказки Пушкина,
– Обломов,
– Герасим из "Муму",
– Раскольников,
– Гарри Поттер.
Примеры популярных профессий:
– экономист,
– юрист,
– программист,
– полицейский,
– водитель,
– автомеханик,
– артист,
– модель,
– учитель,
– врач.
Сначала один из участников рассуждает, как, на его взгляд, смог бы работать данный персонаж по одной из профессий: какие у него были бы сильные стороны, какие слабые. Потом к нему могут присоединиться другие участники со своими мнениями.
Тренер следит за тем, чтобы игра происходила достаточно живо и где-то даже весело. Рассуждения участников следует слегка направлять на то, чтобы они думали о том: смог бы данный персонаж (хватило бы у него способностей, здоровья) работать по данной профессии ("могу"), интересно было бы ему это и есть ли у персонажа вообще склонности к этой профессии ("хочу").
Упражнение «Мои достоинства, мои недостатки».
Инструкция: Заполните таблицу, учитывая свои достоинства и недостатки, а также запишите возможности, которые есть у вас благодаря вашим достоинствам и те ограничения, которые вытекают из-за ваших недостатков.
Мои достоинства |
Мои недостатки |
1 2 3 |
1 2 3 |
Мои возможности |
Ограничения |
1 2 3 |
1 2 3 |
Упражнение «Проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет»
Работа начинается с рисунка «Я через 10 лет». Каждый из участников простым карандашом выполняет рисунок. Тренер не дает никаких дополнительных инструкций и должны пресекать все разговоры, если они носят характер типа «Скажи, что мне нарисовать?» При этом рисунок не обязательно должен отражать профессию. Затем, без перерыва, выполняется второй рисунок (все рисунки — на отдельных листах). Если в группе много участников, то каждый рисует еще товарища, сидящего справа (по кругу), и того, кого хочет еще раз нарисовать. Таким образом, всего каждый выполняет четыре рисунка.
Если в группе мало ребят, то рисует каждый — каждого. Рисунки должны быть подписаны: кто рисовал и кого. Затем организуется дискуссия.
Предсказать ход дискуссии очень сложно, поэтому тренер должен направлять ее только по основным путям:
• Сравнение представлений самого человека о своем будущем и представление о его будущем других людей.
• Сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе.
Упражнение «Работа или деятельность». Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность.
Тренер задает участникам провокационный вопрос: "Скажите, что лучше, работа или деятельность?".
Довольно скоро участники придут к мысли, что на этот вопрос невозможно ответить без точного определения этих двух понятий.
Тренер тогда предлагает следующий вопрос: «Вот представим человека, который трудится в поте лица, очень сильно устает. Про него можно сказать, что он упорно работает. А еще можно сказать, что он занят активной деятельностью. Можно сказать, что у него бурная или кипучая работа. Можно сказать, что у него бурная или кипучая деятельность. Что лучше, когда про вас говорят, что у вас бурная работа? или что у вас бурная деятельность?»
Скорее всего, участники в ходе обсуждения согласятся, что слово «работа» приятнее для уха, чем «деятельность», потому что под деятельностью часто понимается изображение активности, бесцельное делание чего-то. Далее участникам предлагается вспомнить из жизни примеры работы и примеры деятельности. Есть ли профессии, в которых работы почти нет, а есть одна деятельность? А есть ли наоборот?
Упражнение «Поступь профессионала»
Смысл упражнения — в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.
Упражнение включает следующие этапы:
1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.
3. Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его походка».
4. Будет лучше, если первым пример покажет сам тренер, поскольку упражнение действительно очень необычное и у кого-то из игроков оно может вызвать некоторое недоумение.
5. Далее игроки по очереди проделывают то же самое, но каждый раз, называя предварительно свой порядковый номер.
6. Ведущий записывает в своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой.
7. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.
8. При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок (ведущий зачитывает это по своим записям). Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д. При этом совершенно не обязательно выяснять, кто именно под каким номером выступал (обычно, когда немало участников, чужие номера остальными игроками забываются).
Если окажется, что кто-то им озорства напишет какую-то явно неприличную (обидную) профессию, то Ведущий ее просто не зачитывает.
Опыт показывает, что обычно игра проводит оживленно и весело, хотя столь простое на первый взгляд задание для кого-то может оказаться непростым испытанием. Поэтому, если кто-то откажется участвовать в упражнении, то нужно отнестись к нему с пониманием и предложить просто понаблюдать за своими товарищами.
Знакомство с формулой выбора профессий « Хочу - могу - надо».
Существует формула выбора профессии, которую можно изобразить так:
Хочу + Могу + Надо = Профессиональный выбор
ХОЧУ - это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
МОГУ - это пространство возможностей, способностей, талантов, состояния здоровья.
НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально- экономические проблемы региона.
Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).
Упражнение «Хочу, могу и надо». Цель упражнения: развитие способности объективно оценивать себя.
Задание: Составить свою формулу профессий. Раздаются бланки для упражнения, желательно трех цветов.
Инструкция. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться всего в трех аспектах.
Задание 1: определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Написать в круге первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии, свои желания, цели, интересы, стремления.
Задание 2: написать то, что, по их мнению, они могут. Оценить свои профессионально важные качества: здоровье, возможности, способности и знания, профессиональную пригодность .
Задание 3: узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда. Определить и написать, каково сегодня «Надо».
Презентация работ. Обсуждение.
Вывод. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.