Тренинг коммуникативные способности
Оценка 4.6

Тренинг коммуникативные способности

Оценка 4.6
doc
22.06.2023
Тренинг коммуникативные способности
тренинг коммуникативные способности.doc

Тема «Коммуникативные способности»

Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

• Совершенствование навыков общения:

• Формирование умения вступать в контакт.

• Формирование умения слушать и понимать другого человека.

• Формирование умения принимать и передавать информацию.

• Формирование умения регулировать эмоциональное напряжение;

• Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

• Повышение уверенности в себе.

• Формирование навыков саморегуляции.

• Повышение сплоченности группы.

Ход работы.

1. Организационный этап.

Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, «не доходят» до его собеседника или «доходят», но неправильно им воспринимаются. Может даже сложиться впечатление, что собеседник намеренно защищается от чужих слов, мыслей, переживаний, ставя преграды на пути общения.

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

А Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Б. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:

1 умение слушать собеседника.

2. умение эмоционально сопереживать;

3. умение решать конфликтные ситуации.

В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми - педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми (разбор схемы).

Таким образом, при нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста научаются согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

Но зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем).

1. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержении, излишней требовательности. Тогда те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, что они входят в состав ролей, предопределенных для него в семье.

"Кумир семьи " : ребенок вызывает восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая прихоть выполняется. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку.

Особенности характера: изнеженность, капризность, эгоцентризм ("свое" я в центре мироздания).

"Мамино (папино, бабушкино и т. д.) сокровище"-

 

Это похоже на "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок ставится в нелегкое положение. Он чувствует особое отношение к нему кого-то из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же отношения со стороны других. Мальчик, являющийся "маменькиным сокровищем" вынужден сносить насмешки других членов семьи, детей и взрослых как "маменькин сынок", девочка - "папино сокровище", может расцениваться остальными как "папина дочка".

"Па и н ь к а" -

от ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий, каково действительное содержание его внутренней жизни, до этого никому нет дела. Постоянное лицемерие становится нормой поведения на всю жизнь. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки.

"Болезненный ребенок" -

долго болевший ребенок практически выздоравливает, и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако в семье упорно продолжают трактовать его как слабого, болезненного и требовать от других такого же отношения к нему.

''Ужасный ребенок" -

ребенок воспринимается как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Все в семье только и делают, что» приводят его к порядку" бесконечными выговорами и наказаниями. Есть дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания и все же дело не всегда в самом ребенке. Из плохого поведения делается внутрисемейный идол, сплачивающих холодных друг к другу людей, или ситуация "соперничества" : перелагая вину за "распущенность" друг на друга взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье, средство самоустраниться от заботы о ребенке ("вы его распустили, вы за него и отвечайте", либо средство изолировать в семье кого-либо из членов (то оправдывается изоляция бабушки либо отца - ведь они "попустительствуют" капризам).

"Козел отпущения " -

для всех ее (семьи) членов он однозначно плох, а это дает им право разряжать на нем свою агрессивность, ведь это безопаснее чем разряжать ее друг на друге. Ребенок при таком обращении может из ужасного превратиться в "забитого". Он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Изолируемому ребенку нередко приходится выполнять еще одну роль «путающегося под ногами " : он чувствует, что всем мешает, вызывает у домашних одно раздражение. Все эти роли ранят и деформируют психику ребенка.

"3олушка"-

из ребенка делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным неуверенным в семье, завистливым и несамостоятельным.

Приведенные примеры заострены для наглядности. И все же подобное "воспитание" подчас вызывает искажения характера (либо закрепляет врожденные психические аномалии характера ребенка). Общая черта неправильно складывающихся характеров - недостаток пластичности, т. е. способность изменяться в соответствии с требованием среды, ситуации, момента.

2. На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка:

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики:энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных условиях дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны, агрессивны.

Флегматики: характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолики: характеризуются низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

3 причина: психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.

Часто признаком заболевания являются:

а) неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;

б) неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

в) отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

г) множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;

д) отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;

е) проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная

склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;

ж) двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,

з) склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.

Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:

-эгоизм;

-упрямство;

-неуравновешенность;

- агрессивность, жестокость,

-неуверенность в себе (застенчивость);

- страхи;

- вранье;

- отсутствие друзей;

- не складываются отношения с братом (сестрой);

- не ходит гулять, т. к. на него не обращают внимания.

Как же можно развивать основные умения общаться.

Существуют различные коммуникативные барьеры, обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации. Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов практически невозможно - они слишком разнообразны. В каждом виде человеческой деятельности - в политике, экономике, культуре и т. д. - присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности.

Основные коммуникативные барьеры в общении.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо.

Таким образом, коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

1. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Что входит в понятие «авторитет».

• привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);

• доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

• компетентности;

• искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

2. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

1. привлечь внимание;

2. удержать внимание.

• прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает. Если мы общаемся с человеком, то смотрим на него.

Не менее важна и проблема поддержания внимания.

• прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим.

• прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, т. е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.

3. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:

• когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:

• внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;

• учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе - медленнее, на юге - быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);

• наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.

Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна - правильная, т. е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т. д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Для того, чтобы не возникало таких ситуаций надо придерживаться следующих условий:

• у каждого человека есть своя позиция, и в ходе разговора мы чувствуем эту позицию;

• правильная аргументация.

Как преодолеть барьеры в общении? Наши типичные ошибки:

1. Правило конкретности.

Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециальными терминами, перегружать сообщение «профессионализмами».

2. Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

3. Правило «собственной неправоты».

При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это очень часто предостерегает от очень серьезных ошибок и грубых просчетов.

Также существуют множество приёмов преодоления коммуникативных барьеров.

1. Приём "зеркало отношений"состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг".

2. Приём "золотые слова"заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения.

3. Приём "терпеливый слушатель"вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем человека.

2. Основной этап.

Упражнение «Расскажи стихи без слов»

Учащимся раздается лист со стихотворением Е. Ефимовского:

«Ждет гостей сегодня кошка

Й волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке везет орешки.

Кудрявый барашек с букетом ромашек.

Катит медвежонок меду бочонок.

Тащит петушок проса мешок.

А кот Тимофей принес двух мышей.

Еще один гость принес в зубах кость.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда,

Догадайтесь поскорей:

Чей подарок всех милей?».

Трудно ли было без слов выразить свои чувства, переживания и т. д?

Что было самым сложным?

Что испытывали во время безмолвного общения?

Желание общения (Притча неизвестного происхождения)

В1981 году странник прогуливался с женой по улицам Праги и увидел юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его.

И, протягивая деньги, заметил, что юноша - без перчаток, хотя на улице минус пять.

- Почему ты без перчаток? - спросил он художника.

- Чтобы можно было держать карандаш.

Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены странника, причём - бесплатно.

Ожидая, когда портрет будет готов, странник вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке.

Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками - и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов.

Искусство вести беседу (Даосская притча)

-О, Мудрейший, - спросили как-то Хранителя Истины из клана Спокойных, - в чём заключается искусство беседы?

- Следует дать возможность говорить тому, кто желает выговориться; выслушать того, кто желает быть услышанным; дать знания жаждущему их; не разубеждать убеждённых.

- А что делать, если придётся беседовать с несколькими убеждёнными, каждый из которых не приемлет мнения других? - снова спросили Хранителя.

- В такой беседе, - сказал Мудрейший, - следует дать понять каждому, что ты согласен именно с ним и не перечишь другим только из вежливости, но для этого даже не нужно слов…

Обсуждение притчи.

Упражнение. Тест - КОС.

Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

3. Заключительный этап.

А теперь я вам предлагаю провести рефлексию нашего занятия по принципу «Трех М»Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо и хорошо запомнились в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

И предлагаю вам подобрать выражение, (фразеологизм или пословица) соответствующее вашему восприятию урока«слышал краем уха»«хлопал ушами»; «шевелил мозгами; «считал ворон» и т. д.


Тема «Коммуникативные способности»

Тема «Коммуникативные способности»

Это похоже на "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром

Это похоже на "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром

Флегматики : характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей

Флегматики : характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей

Таким образом, коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению

Таким образом, коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики : женская, детская, возрастная и т

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики : женская, детская, возрастная и т

Чтобы можно было держать карандаш

Чтобы можно было держать карандаш
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023