Тренинг Конфликты
Оценка 4.8

Тренинг Конфликты

Оценка 4.8
docx
05.05.2020
Тренинг Конфликты
+ konflikty.docx

МОДУЛЬ «Эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: Формирование у подростков стремления к предупреждению конфликтов.

№п/п

Ход работы

Время

1.

Приветствие, обозначение целей тренинга

Актуализация темы, создание доверительной и позитивной атмосферы

5 минут

2.

Базовые понятия

Мы возьмем одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из нее выйти. Ситуация: сын поздно вернулся домой – отец кричит на него.

1.Уклонение

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет».

Давайте попробуем разыграть эту конфликтую ситуацию и выход из нее под названием «Уклонение». Для этого нужны 2 добровольца. Если у вас будут возникать затруднения в обдумывании ситуации, мы будем вам помогать.

Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации.

 Анализ.

Вопрос группе:

 -Удалось ли изобразить уклонение?

 Вопросы добровольцам:

-Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уклонения?

Что испытывал «отец», когда начинал кричать и после того, как «сын» ушел от конфликта?

2.Уступка

Подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции. Давайте разыграем эту же ситуацию и «уступку» со стороны сына. Добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь другой финал.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признает свою полную неправоту и, подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз.

Анализ.

Вопрос группе:

Удалось ли изобразить уступку?

Вопросы добровольцам:

Что чувствовал «сын» во время конфликта и после уступки?

 Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как «сын» уступил?

3.Компромисс

Решение конфликта - через взаимные уступки. Разрешая конфликт таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений.

Давайте теперь разыграем компромисс.

Те же самые добровольцы изображают сына и отца в данной ситуации, у которой теперь должен быть новый финал. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс-взаимоуступку: с понедельника до четверга он приходит домой в 21.00, но в пятницу и субботу отец позволяет ему приходить в 23.00 часа.

Анализ.

 Вопрос группе:

 Удалось ли изобразить компромисс?

Вопросы добровольцам:

 Трудно ли было найти компромисс?

Что чувствовал «сын» во время конфликта и после предложения компромисса?

 Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как принял условия компромисса?

4.Подавление

Это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Часто в этом случае победу пытаются взять «силой», перехитрить собеседника, сделать все, чтобы отстоять свой и только свой интерес.

Подавление – это та линия поведения, которую каждый раз пытается реализовать отец (не забываем, что речь идет только о нашей ситуации, а в жизни так бывает не всегда!). Давайте теперь разыграем подавление как стратегию поведения сына.

Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

 Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток, игнорируя требования отца, говорит ему в ответ, что виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и впредь возвращаться, когда захочет.

 Анализ.

Вопрос группе:

Удалось ли «сыну» подавить «отца»?

 Вопросы добровольцам: 

Что чувствовал «сын» во время конфликта и после того, как он «победил»?

 Что испытывал «отец», когда начинал кричать, и после того, как его «победили»?

5. Сотрудничество

 Предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время. Итак, это последняя стратегия выхода из конфликта, и, я думаю, ее будет сложнее всего придумать и показать. Давайте еще раз попросим наших добровольцев это сделать.

Те же самые добровольцы изображают конфликтную ситуацию. Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать.

 Сын поздно вернулся домой – отец кричит на него, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка – для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так: с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21.00. В пятницу и субботу – не позже 23.00. Начиная с 19.30, один раз в час сын будет САМ звонить отцу и сообщать, все ли в порядке. Отец не будет звонить сыну во время его прогулок, не будет делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента – они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.

 Анализ.

 Вопрос группе:

 Удалось ли изобразить сотрудничество?

Вопросы к добровольцам:

 Трудно ли было прийти к взаимовыгодному сотрудничеству?

 Что испытывал «сын» во время конфликта, после того как он узнал о чувствах собеседника, после заключения «мирного соглашения»?

 Что испытывал «отец», когда начинал кричать, когда узнал о чувствах сына и после того, как были приняты условия сотрудничества?

 

Общий анализ инсценировки ситуаций.

Вопросы к добровольцам:

 В каком или каких из 5 случаев «сын» чувствовал себя наиболее комфортно?

А «отец»?

 Вопросы к группе:

 С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего в жизни?

 Можете привести примеры компромисса и сотрудничества (в конфликтных ситуациях) из вашей жизни?

Выводы.

Давайте подведем итоги:

Таким образом, в конфликте возможны 5 линий поведения:

 Уклонение – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не учитываются;

 если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитываю по максимуму, то это Уступка;

 если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие - по минимуму или вообще их в расчет не беру, то это Подавление, или противоборство. (Внимание! Эта линия поведения вовсе не подразумевает грубую форму!).

 Компромисс – это когда каждый из участников конфликта чем-то жертвует, чтобы что-то получить. Это взаимоуступка;

 −и, наконец, Сотрудничество – такое поведение в конфликте, когда интересы каждого из участников учитываются по максимуму.

Сказать, какая линия поведения эффективна, можно только ДОСКОНАЛЬНО проанализировав, продумав все, что касается ситуации конфликта и его участников.

 Например, отец предъявляет претензии сыну, будучи нетрезвым. Говорить с ним, когда он в таком состоянии – бесполезно. Наиболее эффективной линией поведения сына в этом случае будет Уклонение. Или: сын опоздал потому, что на час застрял в лифте (можно позвонить, куда надо, и там подтвердят факт аварии). В такой ситуации со стороны сына будет допустима линия поведения Подавление; он скажет о недопустимости претензий и криков, если объективные обстоятельства вмешались в ситуацию, и о том, что ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные форс-мажорные обстоятельства.

Считается, что Компромисс и Сотрудничество – это самые эффективные способы выхода из конфликта, но реализовать их бывает очень трудно.

 

 

30минут

3.

Упражнение «Давка»

Инструкция: Представьте, что ограниченное пространство – переполненный автобус.

Встаньте в это пространство.

Ваша задача - «отвоевать» себе как можно больше места. Упражнение прекращается по моей команде, а сейчас – начали!

 Примерно через 30 секунд «давки» дается команда «СТОП». Оставайтесь все там, где стоите.

Ведущий ставит рядом с группой стул (на расстоянии 2-3 м), садиться на него и дает следующую инструкцию: Вы все в том же переполненном автобусе, свободных сидячих мест нет и, если появляется свободное место, вы стремитесь его занять. Вдруг вы видите, что освобождается одно из мест.

 Ведущий встает со стула. То самое, на котором я только что сидел(а). Ваши действия… Начали !!! Эта часть упражнения заканчивается так же, как и предыдущая – через 30 секунд после её начала.

Анализ упражнения: 

Комфортно ли вам было в этой давке?

 Как вы себя вели, легко ли было «отвоевывать» себе место?

 Кто занял «свободное место»?

 Как он этого добился?

 Почему остальные участники остались стоять?

Кто добровольно отказался от борьбы, уступил место?

 Какие варианты развития этой ситуации вы могли бы назвать?

5 минут

4.

Подведение итогов

5 минут

 


 

МОДУЛЬ «Эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций»

МОДУЛЬ «Эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций»

Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать

Если они затрудняются, ведущий и группа могут им что-то подсказать

Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так: с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21

Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так: с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21

ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные форс-мажорные обстоятельства

ВСЕГДА будет опаздывать, когда будет попадать в подобные форс-мажорные обстоятельства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020