Тренинг «Преодоление внутриличностных конфликтов»
Правила нашего тренинга
1.Старайся
говорить о том, что происходит в группе
здесь и теперь. Открыто и честно говори о своих действиях, чувствах, мыслях, о
поступках и переживаниях других членов группы.
2.Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других.
3.Говори «стоп», если не хочешь, чтобы твое поведение обсуждалось. Все обязаны
прекратить обсуждение.
4.Не говори никому о происходящих в группе событиях, даже не обсуждай их вне
группы с членами группы.
5.Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
6.Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Упражнение «Заземление»
Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызывающую обиду, иные отрицательные
эмоции. Представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от
человека, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как
через проводник, не причиняя никакого вреда, и вся спокойно уходит в землю.
Обсуждение.
Упражнение «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев»
Тренер просит подумать о таком человеке и представить общение с ним. При этом
тот человек делает именно то, что больше всего раздражает (не слушает, кричит
и. т. д.). Затем представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте.
Голос его стал ослабевать. С каждым мгновением человек становится всё меньше,
голос всё тише…. Тренер просит участников ощутить, как ослабевают страхи,
негативные эмоции, которые он вызывал, сам человек становится менее
значительным. Обсуждение.
Упражнение «Джефф»
Оформление помещения: на левой стене прикрепляется надпись «ДА», на правой стене — надпись «НЕТ», на стене между ними — надпись «НЕ ЗНАЮ».
Ход проведения:
Перед началом упражнения участники стоят в центре помещения, ведущий перед ними - лицом к табличке «НЕ ЗНАЮ».
Ведущий зачитывает утверждение (вопрос). Каждый участник индивидуально выбирает вариант ответа, наиболее отражающий его точку зрения по данному утверждению (вопросу) и переходит под соответствующую надпись. Ответ «не знаю» может подразумевать также ответы «не могу определиться с выбором» и «затрудняюсь ответить», «возможен и тот, и другой вариант».
Когда участники определились с ответом и заняли соответствующее положение, ведущий предлагает им прокомментировать свой выбор. О желании высказаться участники сигнализируют поднятием руки. Одному из них ведущий бросает мяч. Участник, получивший мяч, комментирует свой выбор. Высказавшийся участник возвращает мяч ведущему, который бросает мяч следующему желающему высказаться. Ведущий не объясняет и не комментирует ни утверждения (вопросы), ни высказывания участников. После прочтения следующего утверждения (вопроса) участники начинают перемещаться с тех позиций, которые заняли при предыдущем ответе.
Рекомендации ведущему:
- ведущий в ходе проведения упражнения должен предоставить возможность высказаться как можно большему количеству участников, поэтому при большом количестве желающих высказаться приоритет необходимо отдавать участникам, не высказывавшимся ранее;
- не рекомендуется затягивать обсуждение одного утверждения. Если желает высказаться большое количество участников, то ведущий спрашивает мнение у одного - двух участников по каждому варианту ответа;
- если нет желающих высказаться, то ведущий зачитывает следующее утверждение (вопрос);
- нельзя допускать перехода обмена мнениями в спор, а также критики участниками мнений друг друга;
- упражнение проводится в динамичном темпе.
вопросы для Джеффа:
1. Я лидер.
2. Каждый человек – эгоист.
3. Для меня важен внешний вид человека.
4. У меня есть комплексы.
5. Лучше быть умным, чем богатым.
6. Я люблю себя.
7. 9. Я знаю, для чего живу.
8. 10. Я считаю себя умным.
9. 12. В наши дни все можно купить за деньги.
10. 14. Я считаю правильным применение физической силы как средства воспитания.
11. 15. За любой проступок человек должен быть наказан.
12. 17. Если у меня на глазах мой товарищ начинает курить, пробовать наркотики, я не буду его отговаривать, он сам вправе решать, как ему жить.
13. 18. Мои родители принимают круг людей, с которыми я общаюсь.
14. 20. Я горжусь своей страной.
15. 21. Иногда драка – единственный способ разрешить спор.
16. 22. Я считаю, что курение и употребление алкогольных напитков – это норма в подростковом возрасте.
17. 23. Я считаю, что большинство преступлений совершается подростками из-за наличия большого количества свободного времени.
Упражнение «Зеркало»
Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг
напротив друга. Первый в паре – "человек", второй – "
зеркало". "Человек" начинает медленно и плавно двигать руками, а
"зеркало" старается как можно точнее повторить его движения,
"слиться" с ним. "Зеркало" может почувствовать ритм дыхания
"человека" и синхронизировать с ним свое дыхание.
Через несколько минут ведущий предлагает "зеркалу" и
"человеку" поменяться ролями.
Выполнять движение нужно медленно, не участвует мимика.
В конце упражнения нужно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных
ролях.
Какая роль была легче – «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того,
чтобы быть хорошим "зеркалом"?
Упражнение «Пишущая машинка»
Давайте представим себе, что все мы – большая
пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы
распределим буквы, каждому достанется по три буквы). Наша машинка может
печатать разные слова и делать это так: я говорю слово, например "поезд",
и тогда тот, кому достанется буква "п", хлопает в ладоши, потом мы
все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква
"о", и снова общий хлопок и т. д. (тренер распределяет буквы). Если
машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала.
Упражнение «Марионетка»
Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка
должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы –
марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки
расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метров. Цель
"кукловодов" - перевести куклу с одного стула на другой. При этом
человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают
"кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал
каждый подросток.
Обсуждение:
· Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли "куклы"?
· Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
· Хотелось ли что – либо сделать самому?
Разминка
«Сколько человек хлопало»
Группа рассаживается в полукруг. Из участников
выбираются "водящий" и "дирижер". "Водящий"
становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. "Дирижер"
занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на
другого. Вызванный жестом "дирижера" участник хлопает в ладони один
раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей
сложности должно прозвучать 5 хлопков. "Водящий" должен определить,
сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей,
"водящий" занимает место в полукруге, "дирижер" идет
вводить, а из полукруга выходит новый участник.
Упражнение «Дар убеждения»
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий
дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того,
как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый
начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит
бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в
коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась – ведущий
придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те
случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные
компоненты заставили ее поверить в ложь.
Заминка
«Ливень»
Один из участников исполняет роль
"дирижера" ливня и становится в центре круга. Как в оркестре, дирижер
вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди. Став лицом к одному
из участников, "дирижер" начинает быстро тереть одну ладонь о другую.
Этот участник подхватывает движение, и по мере того, как "дирижер"
поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до первого
участника, он (она) начинает щелкать пальцами, и действие постепенно
подхватывается всем кругом по мере того, как "дирижер"
поворачивается. Следующий этап – это хлопки по бедрам, участники стучат ногами
– крещендо ливню. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается,
дирижер проходит все стадии в обратном порядке до тех пор, пока последний из исполнителей
не перестает тереть ладони.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.