Тренинг «Мои способности» в рамках образовательного блока «Я могу!»
Цел тренинга: формирование у участников уверенности в себе, направленности на достижение успеха
Методика определения основных мотивов выбора профессии
Данная методика позволяет установить роль тех или иных
мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Испытуемому
предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти
суждения выражают 9 групп мотивов.
Инструкция: В предложенном Вам опроснике
имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных
суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:
«Да» - 5 баллов;
«Скорее да, чем нет» - 4 балла;
«Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;
«Скорее нет, чем да» - 2 балла;
«Нет» - 1 балл.
Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+»
против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.
Бланк для ответов
№ |
Суждения |
да |
скорее да, |
затрудняюсь |
скорее нет, |
нет |
1 |
Позволяет приносить пользу нашему обществу. |
|
|
|
|
|
2 |
Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле. |
|
|
|
|
|
3 |
Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах. |
|
|
|
|
|
4 |
Позволяет совершенствовать свой духовный мир. |
|
|
|
|
|
5 |
Позволяет ощущать радость труда. |
|
|
|
|
|
6 |
Способствует осознанию красоты труда. |
|
|
|
|
|
7 |
Позволяет использовать все свои способности. |
|
|
|
|
|
8 |
Позволяет постоянно самосовершенствоваться. |
|
|
|
|
|
9 |
Дает большие возможности для творчества. |
|
|
|
|
|
10 |
Позволяет быть оригинальным в работе. |
|
|
|
|
|
11 |
Требует большого умственного напряжения. |
|
|
|
|
|
12 |
Требует большого физического напряжения. |
|
|
|
|
|
13 |
Хорошо оплачивается. |
|
|
|
|
|
14 |
Обеспечивает стабильное будущее. |
|
|
|
|
|
15 |
Ценится среди друзей и знакомых. |
|
|
|
|
|
16 |
Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост. |
|
|
|
|
|
17 |
Дает возможность работать в городе. |
|
|
|
|
|
18 |
Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе. |
|
|
|
|
|
Обработка данных.
Для определения основных
мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов.
Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в
выборе профессии данным испытуемым.
Группы мотивов:
· Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
· Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
· Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
· Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
· Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
· Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
· Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.
· Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
· Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
Процедура «Карусель»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
· Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
· После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем тренер дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Проективный рисунок «Я такой, какой я есть». Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Упражнения на развитие памяти.
Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут...
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
Шкала оценки потребности в достижениях.
Мотивация
достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность
достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего
во что бы то ни стало - является одним из главных свойств личности, оказывающих
влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные
исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом
в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие
высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в
успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять
на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют
настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных
задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при
столкновении в препятствиями.
Измерить уровень мотивации достижения можно с
помощью разработанной шкалы - небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22
суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов - "да" или
"нет". Ответы, совпадающие в ключевыми (по коду) суммируются (по
баллу за каждый ответ).
Суждения
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка
результатов и интерпретация
В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:
Уровень мотивации достижения |
||||||||||
низкий |
средний |
высокий |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
сумма баллов |
2-9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-19 |
Ответы «Да»
на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;
ответы «Нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12,
13, 15, 17, 20.
Ролевая игра «Собеседование».
Комментарий для тренера: Практика показала, что данная ролевая игра вызывает у старшеклассников интерес в силу своей тематики. В современных условиях рыночной отношений в общество большое внимание уделяется отбору персонала, который проводиться во всех компаниях и где неотъемлемой частью является собеседование с претендентом. Тоже самое можно сказать и о сегодняшнем поступлении молодых людей в ВУЗы. По этому ребята с первого момента представления темы игры проявляют не поддельный интерес, понимая, что это отличная возможность проверить свои силы перед вступлением во взрослую жизнь. Интерес зависит от общей направленности группы:
- в случае направленности на достижения успеха, успех – это чисто прагматический интерес, вызванный неизбежностью прохождения подобной процедуры и возможностью подготовиться к подобной ситуации,
- в случае с возможностью по экспериментировать с различными стилями общения на «научном» уровне анализа и обобщения, повысить свою коммуникативную компетентность применительно к предлагаемой ситуации, перенести полученный опыт на другие, совершенно не связанные с собеседованием ситуации, лучше разобраться в других людях и себе, научиться видеть и слышать партнера, вести диалог.
1. Вступительная речь.
Эта та часть игры на которой ведущий настраивает всех участников на серьезное отношение к тому, что будет происходить. На собеседование будет оцениваться не только ваши знания по выполнению конкретной работы, но ваши личностные качества и особенности, на, сколько вы, как человек, обладающий определенным характером, стилем поведения и общения подходите для данной профессии, сможете ли влиться в ужу существующий коллектив. Конечно, качества которые вы должны демонстрировать на собеседовании зависят от профессии и должности, на которую вы претендуете. Водителю грузовика или смотрителю музея совсем не обязательно быть общительным. Но как обойтись без этого качества секретарю, рекламному агенту, педагогу и тд.
Надеюсь, что опыт который вы получите при выполнение этого задания, пригодиться вам в дальнейшем, в вашей профессиональной деятельности. Но то насколько будет продуктивным и полезным для вас это занятие, в большей степени зависит только от вас, от вашей активности и собранности.
2.Разминка.
а) представление.
В ситуации собеседования, важным моментом является, то как человек представляется своим собеседникам. Это как раз то, с чего начинается строиться первое впечатление о нем. При чем часто мы не только произносим свое имя, но и сопровождаем его и жестом. Я предлагаю вам сейчас всем представиться, а делать мы это будем так, каждый из вас произнесет свое имя и при этом сделает какой-либо жест. После чего все остальные повторят его имя и жест. Понятно? Тогда начнем.
б) приветствие.
Обмен приветствием – это обмен человеческим теплом. Встречая человека мы, прежде всего, встречаем его взглядом и выражаем в той или иной форме на, сколько мы рады его появлению. Конечно, так происходит только тогда когда мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении, т.е. конгруэнтны. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективное для вас. Для этого предлагаю группе разбиться на 2 подгруппы и встать друг напротив друга на стоянии в несколько шагов в шеренги.
А теперь по моему сигналу партнеры приблизятся друг другу и разнообразными приветствиями. Это может быть все что угодно, рукопожатие, объятия, реверансы, различного рода восклицания или тихие многоговорящие взгляды.
Отлично, можете поменяться партнерами.
А теперь у меня к вам предложение, – что если нам устроить конкурс на самое оригинальное приветствие.
Подведение итогов – удалось кому-нибудь найти для себя новую форму приветствия, когда с вами здоровались по необычному, что с вами происходило.
Основная часть «Собеседование».
Для проведения этой игры нужно три человека, которые выступят в качестве экспертов, т.е. того кто будет проводить собеседование. Есть желающие? Отлично!
А остальные, пожалуйста, разбейтесь на «четверки».
Представьте, что в газете вы прочли объявление –
«Компания XYZ приглашает на работу активных, инициативных и общительных молодых людей в качестве рекламных агентов. Конкурсный отбор претендентов проводится в форме собеседования».
Вас за интересовало это предложение, и вы решили попробовать свои силы.
Просьба к нашим экспертам перейти в другую комнату для получения инструкций у моего помощника.
Инструкция экспертам:
Перед вами предстанут 4 претендента (количество претендентов на усмотрение ведущего) на должность рекламного агента. Вам необходимо выбрать на ваш взгляд того человека, который на ваш взгляд проявит высокую культуру общения. Для того, что бы участники собеседования были поставлены в равные условия, вы предлагаете им ответить на одинаковые вопросы. Ваша основная задача поведение и ответы претендентов, ведя с ними диалог, после того, когда вы сделаете свой выбор, вы должны быть готовым обосновать его.
Вот список вопросов:
В какой сфере вы предпочли бы работать – финансовые расчеты, торговля, рекламный бизнес или в какой-нибудь другой сфере?
Какой работой вы бы хотели заниматься у нас?
В какой сфере работают ваши родители?
Как ваши родители отнеслись к тому, что захотели работать у нас?
В какое время вы бы предпочли работать – в утреннюю смену или в вечернюю.
Вы предпочитаете подчиняться руководителю или принимать самостоятельные решения?
Как вы относитесь к монотонной работе?
Любители вы риск?
Планируете ли вы продолжить обучение?
Владеете ли вы иностранным языком? Каким? На сколько свободно?
В это время основной ведущий проводит инструктаж претендентов. Сейчас эксперты зададут вам некоторые вопросы. Отвечать на них можно как угодно, но я предлагаю вам провести не большой эксперимент. Согласны?
При ответе на вопросы каждый из вас будет играть определенную роль.
Один будет отвечать на вопросы односложно (да, нет, умею, тд.)
Второй отвечает вопросом на вопрос, после чего либо отвечает на него, либо просто молчит, но при этом ведет себя открыто и доброжелательно.
Третий отвечает очень распространенно и ни за что не смотрит на собеседника, смотрит то в пол, то на потолок, по сторонам и тд.
Четвертый отвечает очень подробно, даже слишком, очень много говорит, развивает какие-то свои темы.
После этого мы посмотрим кого же из вас выберут наши эксперты.
Готовы? Тогда я приглашаю экспертов.
Уважаемые эксперты за вами выбор. Спасибо. Скажите, почему именно этого человека вы выбрали?
После этого экспертам сообщается об условиях эксперимента.
Затем подведение итогов игры в общем, кругу, делается общий вывод – « выбрали, того кто…»
2. Заключительная часть.
Вы отлично поработали и надеюсь, что опыт который вы приобрели на этой игре вы не потеряете, а только приумножите. Большое спасибо нашим экспертам и претендентам, я думаю, что действительно заслужили ваших аплодисментов.
Упражнение «Зато ты…» Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.