Департамент образования и науки Кемеровской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом №5 «Единство»
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете приказ № ______
Протокол № ____ от « __» ________ 2019 г.
от «___» _____2019 г.
Программа тренинговых занятий
по формированию навыков здорового образа
жизни у воспитанников
МКОУ Детский дом № 5 «Единство»
“Навстречу себе”
Автор - составитель:
Калашникова Н.П.
педагог-психолог
г. Междуреченск 2019 г.
Концепция программы
Здоровье и здоровый образ жизни являются человеческой ценностью. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем своих целей, если ресурс нашего здоровья будет растрачен.
Особенности программы
1. Программа базируется на комплексном подходе к теме здоровья. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии.
2. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений.
3. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения. Это позволит работать по программе даже начинающим тренерам.
4. Кроме того, помимо заявленных образовательных и воспитательных целей, данная программа является еще и альтернативным способом проведения досуга, что является важным фактором в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы программы
Принцип актуальности
Программа основана на ценностях, актуальных для человека любого возраста.
Принцип позитивности
Одна из задач программы - показать человеку, что все потребности можно реализовывать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения.
Принцип активности
Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы.
Древнее высказывание гласит: “Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поучаствовать - я пойму”.
Цели и задачи программы
Основная цель – способствовать дальнейшему развитию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Описание программы
Тренинговый курс состоит из 7 тематических занятий.
Темы занятий:
1. Магия общения.
2. Жизненные ценности.
3. Конфликты можно разрешать.
4. Критическое мышление.
5. Толерантность.
6. Я абсолютно спокоен.
7. Мое будущее. «Звёздная карта моего успеха».
Каждая тема занимает одно тренинговое занятие продолжительностью 1,5-2 часа.
Целевая аудитория – подростки 14-16 лет, педагоги, педагоги-психологи, воспитатели.
Основные Принципы Общения
Доброжелательность
Ведущий не высказывает осуждения, отрицательных эмоций по отношению к другим.
Уважение
Ведущий уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.
Терпимость
Ведущий принимает людей такими, какие они есть.
Внимательность
Ведущий умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его.
Точность
Ведущий всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
Искренность
Ведущий говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что - нет.
Открытость
Ведущий открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Участники имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.
Каждое тренинговое занятие строится по следующей схеме:
· Приветственное слово ведущего
· Разминка
· Блок “Вспомни все”
· Основная часть занятия
· Рефлексия всего занятия
· Итоговый вывод
· Традиционное прощание “Мы вместе”.
ПЛАН ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1. “МАГИЯ ОБЩЕНИЯ”
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с процессом и техниками общения. Показать, что может дать успешное освоение техники общения.
2. Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и т.д.)
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. |
1-2 мин |
|
Разминка Упр. “Гляделки” |
5 мин |
|
Основная часть занятия - Теория “Барьеры общения” - Упр. “Слухи” - Теория “Барьеры общения” (продолжение) - С чего начать общение или первые 15 секунд - Упр. “3 плюса” - Теория: вербальное и невербальное общение |
5 мин 15 мин 15 мин
10 мин
10 мин 5 мин
|
На доске. Распечатать текст “Марфуша”. |
Перерыв |
10 мин |
|
Теория “Виды слушания” Упр. “Я люблю весну” |
10 мин 15 мин |
Подготовить чистые листочки |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Занятие №2. “ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ”
Задачи тренинга:
1. Определить понятие “ценность” и выявить специфику жизненных ценностей участников.
2. Сформировать отношение участников к ценностям как очень важной составляющей личности.
3. Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Делимся по признаку” |
10 мин |
|
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Основная часть занятия - Упр. “Ромашка” |
30 мин |
Распечатать ромашки |
Перерыв |
10 мин |
|
Обсуждение ценностей. Здоровье как ценность. Упр. “Конфликт ценностей” |
10 мин
20 мин |
Заранее распечатать карточки |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Занятие №3. “ КОНФЛИКТЫ МОЖНО РАЗРЕШАТЬ ”
Задачи тренинга:
1. Определение понятия “конфликт”.
2. Сформировать стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций.
3. Сформировать умение предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Рисунок в парах” |
10 мин |
Чистые листы и карандаши |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Основная часть занятия - Теория “Что такое конфликт” -Упр. “Предупреждаем конфликты” |
10 мин
15 мин |
Карточки с ситуациями |
Перерыв |
10 мин |
|
-Теория “Способы выхода из конфликтов” -упр. “Разрешаем конфликты”
-Дискуссия “Плюсы и минусы конфликтов” |
20 мин
15 мин
15 мин |
Карточки с ситуациями |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Занятие №4. “КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ”
Задачи тренинга:
1. Определение понятия “критическое мышление”, его аспектами и нюансами.
2. Сформировать навыки задавания вопросов и принятия критики. Сформировать позитивное отношение к критике.
3. Определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова по теме. Чтение и обсуждение статьи. Анализ рекламы. |
15 мин |
Распечатать статью для прочтения в группе. Реклама на слайде. |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Запрещенные слова ” |
15 мин |
По 5 горошин (камушков) для участников |
Основная часть занятия - Упр. “Правда или вымысел?” |
20 мин |
Бланки для каждого участника
|
Перерыв |
10 мин |
|
- Теория “Принятие критики” -Упр. “Галерея достоинств и недостатков” |
15 мин
15 мин
|
Бланки для участников |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Занятие №5. “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”
Задачи тренинга:
1. Определение понятия “толерантность”, с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются.
2. Способствовать формированию навыков толерантного поведения.
3. Научить применять поддержку на практике.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова по теме. |
5 мин |
|
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Поздороваться разными частями тела ” |
5 мин |
|
Основная часть занятия - Введение в тему -упр. ‘Ночевка” -теория: поддержка и теория “красного карандаша”
|
10 мин 20 мин
2 мин |
карточки |
Перерыв |
10 мин |
|
- Теория “виды поддержки” -Упр. “Поддержка” |
20 мин 20 мин
|
Таблицу распечатать
|
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Занятие №6. “Я АБСОЛЮТНО СПОКОЕН”
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с типами темперамента.
2. Научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния.
3. Отработать техники снятия напряжения и релаксации.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова по теме. |
10 мин |
Распечатать лист гнева для каждого участника
|
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Снежки ” |
10 мин |
Мел или веревка |
Основная часть занятия - Теория “ Типы темперамента”
-упр. “Тряпичная кукла” -теория “Как справиться с негативными эмоциями”
|
10 мин
10 мин 20 мин
|
Карточки с рисунками типов темперамента
Алгоритмы распечатать для каждого участника |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
1. Занятие №7. МОЕ БУДУЩЕЕ. «ЗВЁЗДНАЯ КАРТА МОЕГО УСПЕХА».
Задачи тренинга:
1. Сформировать представление о том, как здоровье человека соотносится с его будущим.
2. Помочь участникам осознать и прочувствовать, что будущее во многом зависит от собственных намерений, целей и действий.
3. Сформировать навык проектирования собственного будущего.
План занятия |
Время |
Примечание |
Вводные слова по теме. |
5 мин |
|
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? |
5 мин |
|
Разминка Упр. “Здравствуй, сегодня ты. ” |
10 мин |
|
Основная часть занятия - Введение в тему. - Дискуссия “Я через 20 лет”
|
10 мин 10 мин |
|
Перерыв |
10 мин |
|
- Упр. “Я хочу и я могу”
- упр. “Шаг в будущее” |
10 мин
5 мин |
Чистые листы и ручки участникам |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. |
5-10 мин. |
|
Литература
Комплексная внешкольная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков “Все, что тебя касается” разработана Российской некоммерческой организацией - Фонд “Здоровье и развитие”, 2012 :
Том I “Навстречу себе”
Том II “Твой выбор”
Том III “Будь собой”
Том IV “Добавь красок”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.