Занятие по подготовке к ГИА по математике учителя математики Кондаковой Т.Н.
«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений».
(Д. Рокфеллер)
Вступительное слово.
Страшные слова: экзамен, зачет, контрольная работа, ответ у доски. Многие люди учат, готовятся, действительно много знают, но, попадая в условия стресса, теряются, забывают элементарные вещи, отвечают очень неуверенно. Бывает и по-другому: практически не учил, ну, максимум «шпоры» написал, а приходит на экзамен и получает хорошую отметку. Как такое может быть?
Никто не говорит о том, что готовиться к зачетам, экзаменам и контрольным не надо, но какие тогда секреты знают вторые, и не знают первые. Вы скажете, что это просто везение, и будете не совсем правы. Над везением тоже иногда стоит поработать. Именно над этим «запланированным» везением мы и будем работать на тренинге «Подготовка к ГИА по математике и не только».
Цель: психологическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации по математике.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
Ход занятия.
1. Разминка.
Упражнение "Комплимент"
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему
Учитель: Предлагаю пройти небольшое тестирование.
Тест "Моральная устойчивость"
Участникам необходимо прослушать
утверждения и определить свое согласие или несогласие с каждым из них.
1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных.
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.
Определение результата и его интерпретация
За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую
сумму.
1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы
просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом
случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы
хотите измениться.
4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном
придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем
поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.
7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут
равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над
собой.
2. Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к
экзаменам.
Время: 15 минут.
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя
спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить
сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения,
усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали
глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения
экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два
любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);—
попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе
бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в
противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8
часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час
после обеда.
Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в
пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще
один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или
картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают
интеллектуальную активность.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече,
стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги,
посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
3. Кинезиологические упражнения
Цель: стимуляция познавательных
способностей.
Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем
фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в
тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым
нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с
выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
4. Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"
Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь
избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком
вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у
людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда
помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не
доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай,
развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я
спокоен! Я совершенно спокоен". 4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись
с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и
у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно
спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так
как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних
вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк,
какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют
только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием.
Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому,
что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не
сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть
вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, —
как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые
явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор.
Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть
пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально.
Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для
хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
5. Дискуссия в малых группах
Участники разбиваются на 4
малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы
обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие
каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно;
использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения,
выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:
— Выработайте как можно больше идей.
— Все идеи записываются.
— Ни одна идея не отрицается.
— Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю
разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать
следующую технику деления: утро — день — вечер — ночь.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому
государственному экзамену?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Задания для обсуждения
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как себя вести во время экзамена.
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма
и
правила группы.
На обсуждение дается 2 минуты.
Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым
вопросам.
6.Подведение итогов занятия
Упражнение "Покажи пальцем"
Все
участники сидят в круге. Для начала их просят поднять вверх руку с вытянутым
указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-то свойство и предлагает
участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого
из них, обладает сегодня данным свойством.
Например:
Покажите самого активного сегодня
Самого сонного
Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу
Того, кто сегодня помог вам
Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе
Покажите того, кто внес больший вклад в решение поставленных задач
Учитель: Наше занятие окончено, вас ждёт усиленная подготовка к экзаменам, от которой будет зависеть ваш успех на ГИА не только по математике, но и по другим предметам. Я считаю, что у вас всё получится! Удачи!
«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений».
(Д. Рокфеллер)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.