Тренинг повышения мотивации у преподавателей, профилактика эмоционального выгорания

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 21.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы тренинга на профилактику выгорания и повышения мотивации у педагогов
Иконка файла материала Тренинг мотивация педагогов.docx

Тренинг повышения мотивации у преподавателей, профилактика эмоционального выгорания

 

Мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Цель тренинга повысить у педагогов внутреннюю мотивацию к профессиональному и личностному росту, сплотить коллектив и создать благоприятную психологическую атмосферу.

Цели мотивационных упражнений:

1. Выяснить причины слабой мотивации, найти способы заставить себя работать;

2. Овладение приемами позитивного мышления и формирования вектора стремление к успеху (конструктивное преодоление мотива избегания неуспеха);

3. Овладение приемами работы с мечтами и желаниями (в том числе профессиональными);

4. Овладение методом поэтапного планирования движения для достижения целей.

Ход работы:

Беседа – диалог, причины слабой мотивации, способы корректировки своей активности. Примерный текст беседы.

Когда работник образовательного учреждения выполняет какую-то предложенную ему задачу, возникает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?» Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем вознаграждение или наказание (причем чаще — наказание).

На протяжении всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Будешь хорошо себя вести, будешь молодец», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе подарок», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», и т.д. и т.п. 

Знакомо? Мы вполне определенно привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не способную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удовольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внутренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лишает этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мотивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» превращается в замкнутый круг. Рассмотрим возможные причины, почему вам не хочется работать, как победить лень и заставить себя работать. Чтобы исправить ситуацию и начать трудиться продуктивно, стоит сначала найти корни проблем, а потом их аннулировать.

Причина 1 — Отсутствие мотивации

Правильная мотивация способна свернуть горы, ее отсутствие загнать в яму. Прежде чем искать мощную мотивацию, определитесь с целями, которых вы хотите достигнуть. Работа, доход — это инструменты достижения мечты и цели. Проанализируйте ради чего нужно работать. Есть ли у вас цели на ближайшее время? На перспективу? Насколько вы готовы к их достижению.

2 — Низкая самооценка

Иногда упадок сил, отсутствие продуктивности — это глубинный сигнал психики, что вы выкладываетесь на полную, но получаете за плоды мизерную плату, никакого стимулирования и уважительного отношения.. Признайтесь себе, насколько вас ценят, готовы ли вам платить больше? Если ответы отрицательные, возможно стоит задуматься о смене работы.

3 — Сильная усталость

Постоянные перегрузки, отсутствие полноценного отдыха, релакса, выходных — это смертельно опасный коктейль, который собьет с ног любого. Сверхвысокие энерго-потери, такая усталость может грозить истощением, физическими болезнями, которые организм «применит», чтобы вы остановились. Разрешите себе отдых. Учитесь отдыхать, ставьте свободное время для восстановления на первое место, не жертвуйте им ради очередного проекта.

4 — Полное отсутствие желания трудиться

Такое состояние для каждого со временем, может без волевой регуляции и мотивации перерасти в жизненный приоритет. Нельзя этого допускать, если у вас есть важные цели, вы хотите развиваться и самосовершенствоваться.

5 — Страх неудач

Иногда негативный опыт ставит крест не только на продуктивном труде, но и губит перспективную карьеру. Неудачи, падения, крах надежд заставляет человека усомниться в своих профессиональных, личных способностях. Но стоит понимать, что промахи и ошибки — это исключительно жизненный опыт, а не приговор. Негативные психологические автоматизмы, прокручивают самый страшный сценарий в голове. Важно фиксировать внимание на результатах и перспективах.

6 — Неверие в себя

Защитные механизмы психики как бы играют в игру: - «Обмани себя». Человек сам ищет причины, которые могут его оправдать: нет соответствующего образования, слишком серьезная компания, низкая квалификация и т.д. Но дорогу осилит только идущий, поэтому стоит бесконечно пробовать брать новые вершины, учиться, становиться незаменимым в своей сфере.

7 — Страх выйти из зоны комфорта

Удивительно, но 28% опрошенных людей (российские исследования) подтвердили, что не уйдут с ненавистной, мало оплачиваемой работы, потому что им страшно ее менять. Проще сохранить видимую зону комфорта, чем расширит ее рамки, пробовать новое, экспериментировать с поисками.

8 — Профессиональное выгорание

Это состояние грозит, если человек долго трудится в одной сфере, перерос себя, но не получил адекватной оценки своих усилий. Стоит подумать о смене рода деятельности. К сожалению ресурсно затратная работа педагога всегда сопряжена с риском раннего психо-эмоционального выгорания.

Упражнение. В группе можно раздать листочки для само-рефлексии страхов и причин слабой мотивации, в конце занятия их разобрать, выявить самые частые причины и способы преодоления низкой мотивации.Что же делать, если нет настроения работать? Важно понять, что силой трудно заставить себя креативеть без вдохновения. Лучше пойти другим путем, где вместо кнута, стоит искать пряник. Прежде всего, нужно стимулировать себя работать, даже если не хочется.

Общие рекомендации педагогам для повышения позитивного эмоционального состояния и мотивации:

Заряжаемся позитивной энергией. Смотрим вечером приятные фильмы, комедии, встречи с друзьями, близкими в выходные.

Постановка целей. Помните, что работа нужна, чтобы реализовать мечту, задуманное, обустроить дом и быт. Пишите список желаний и обязательно указывайте, что работа, деятельность поможет их достигнуть.

Слушайте аудио-книги, мотивирующие тренинги, читайте книги с историями и биографией успешных людей.

Разрешите себе танцевать, петь, слушать музыку по 10-15 минут в день. Это отличный способ наполниться позитивом, настроиться на работу, снять напряжение в теле.

Всегда ищите стимул на каждый день: сделаю быстрее работу, дольше побуду с любимым, детьми, друзьями или просто займусь интересным делом.

Важен сегодняшний день. Не позволяйте себе долго бездельничать. Излишняя леность заставит отложить дела на завтра.

Проанализируйте, не вызвано ли ваше нежелание работать сильной усталостью. Если она накопилась, стоит подумать об отдыхе, больничном или спокойных выходных без эмоциональных всплесков.

Посвятите пару дней тотальному релаксу: сон, любое занятие, полное безделье или смена обстановки. Важно понять, что ждать вдохновения для старта работы неправильно. Силы, энергия, креативные идеи приходят в процессе труда, как аппетит во время еды. Мотивацию тоже можно формировать уже в пути.

Четкая формулировка целей. Запишите самые желаемые и обязательно ставьте их во временные рамки, измеряйте в цифрах, результатах. Понимание, к чему вы движетесь, подарит и мотивацию делать все возможное, чтобы взять мечту в руки.

Учитесь мыслить позитивно. Заблокируйте - Роль жертвы, которую все ущемляют, не ценят, не дают реализовать потенциал быстро загонит вас в апатию, тотальную лень и депрессию. Мотивация просто не родится, если вы постоянно мыслите негативно: планируете неудачи, боитесь сложностей, сомневаетесь в своих силах.

Упражнение практика: запретите себе 20 дней жаловаться на окружающих, мир, обстоятельства.

Список благодарности. Чтобы найти мотивацию продуктивно трудится, напишите все, что подарила вам работа (учеба). Например, стабильный заработок, поездки, еда, подарки и т.д. Поблагодарите себя за свой труд. Чтобы полноценно работать, достигать целей легко, не насилуя психику, прислушайтесь к советам психологов:

Займитесь физическими упражнениями.  Спорт поможет вам оздоровить организм, быть в тонусе, поднять жизненную энергию на нужный для работы уровень. Превратите работу в квест, чтобы снизить уровень стресса. Играйте, выполняйте придуманные задания, пишите собственные сценарии — это гарантирует, что рабочий день пройдет быстро, а на лень не останется времени.

Прямо сейчас перестаньте себя критиковать, что успели сегодня недостаточно. Постоянно акцентируя внимание на недостатках, можно полностью разучиться радоваться успехам.

Смотрите мотивирующие фильмы, если одолевает лень. Выбирайте круг общения. Прекратите общаться с токсичными коллегами. Не стоит налаживать связи с людьми, которые вечно жалуются, примеряют маску жертвы, ни к чему не стремятся. Не откладывай в долгий ящик. Так вы потеряете еще больше энергии из-за переживания, что вам не удалось. Проще быстрее сделать и пойти дальше. Не питайтесь негативом. Не стоит каждый день думать о своей работе плохо, иначе не сможете трудиться. Всегда поощряйте себя за любое достижение. Говорите комплименты, записывайте победы, отслеживайте прогресс.

Некоторые итоги, рефлексия беседы

Работа — это неотъемлемая часть жизни, которой мы посвящаем очень много времени. Но не стоит растворяться в процессе, иначе есть риск, что вы потеряете энергию, устанете, истощитесь морально.

Помните для чего вы трудитесь, не позволяйте себе постоянно перегружаться, отдыхайте и применяйте техники, которые помогут стать продуктивными. Визуализируйте ваш вклад в развитие вашей работы на уровне города, области, страны в целом.

 

Практические упражнения для снятия психологических зажимов

1. Разминка с мячиком

Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

– Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого. Даже если группа состоит из малознакомых или незнакомых участников, то тот, у кого мяч представляется и говорит, предположение - например: «Сильная  сторона вашей личности это выносливость!»

 

Упражнение 2. Активизируй воображение

Это упражнение разработано на основе идей позитивной психотерапии. Для его выполнения нужно активизировать свое воображение: чем ярче вы способны вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с определенными формами деятельности — тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея — сформировать новое отношение к вашей деятельности, сделать ее более интересной и привлекательной для вас. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на вашу мотивационную сферу.

А).Представьте, что у Вас есть 50000000 рублей. Вообразите как можно ярче, что вы достигли своей цели, на что потратили деньги,  что ваша мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь наконец стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого будущего.

Б). Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь определенной деятельностью (например, это может быть учеба или профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно и вы стремитесь преодолеть препятствия и достичь своей цели.

Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий — успех, счастье, богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определенной последовательности:

- То, чем вам нравится заниматься.

- То, что у вас получается лучше, чем у других.

- То, за что вам хорошо платят (или могут платить).

- То, что приносит пользу миру и людям.

Данные упражнения помогут развивать мотивационную сферу для тех, кто впал в апатию или хочет чего-то добиться, но понимает, что не хватает силы воли, не может достаточно себя замотивировать. Особенно полезно перед (или вовремя) экзаменами или аттестациями, а также для тех, кто подвержен прокрастинации.

Упражнение 3. Успех в прошлом

Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают ее.

2. Далее поразмышляйте о цели, которую вы стремитесь достичь. Вообразите ее четко. Прокрутите в воображении картинки достижения цели.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Стремитесь пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижение цели) так, как вы ощущали это в прошлом.

Упражнение 4. Новое имя

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени, можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обязательно требовать этого же от окружающих).

Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя Сильный-Виктор, а Артем дополнил свое имя словом «трудяга» и, обращаясь к себе, называл себя Артем-трудяга. Возможно, использовать технику из Психодрамы взятие нового имени.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов.

2. Я (с новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5. Составь наставления другим людям

Обучая других — мы учимся также и сами, убеждая других — мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других — мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Задание на коммуникацию

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

Пример: Антон, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него.

Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение.

Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, — все возможно.

Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.

Выбрав несколько девизов, Антон нанес их на визуальную мотивационную табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.

Упражнение 6. Похвала самому себе

Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т. п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъем, в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Я лучший педагог! Чудесная работа! Так держать!»

3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость и т. п.).

Упражнение 7. Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите, источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.

 

Список литературы:

1). Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры / В. Ю. Большаков. Санкт-Петербург: Соц.-психол. центр, 1996, 384 с.

2). Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональнойдеятельности / А. П. Панфилова. Санкт-Петербург: Знание: ИВЭСЭП, 1999. 495 с.

 3). Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг в воспитании партнерства и самопомощи / Н. Пезешкиан. Москва: Медицина, 1995. 336 с.

4). Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагога: учеб.-

метод. пособие / А. Н. Акуленко [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2022. – 150 с.

5). Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е. Г. Трошихиной.

Санкт-Петербург: Речь, 2001. 216 с.

6). https://www.b17.ru/article/322478/

7). https://www.b17.ru/media/49906/

8). https://dzen.ru/a/ZCgwuq5wqFBlmKrB


 

Скачано с www.znanio.ru